Ситуация со свободой ассоциаций и организациями гражданского общества Республики Беларусь: обзор за февраль 2021 г.

В феврале 2021 г. давление на беларусские организации гражданского общества продолжается: как и ранее фиксируются многочисленные случаи задержаний и лишения свободы беларусских активистов, правозащитников, администраторов районных Telegram-каналов и т.д. Особенностями месяца стали: 1) беспрецедентное давление на правозащитные организации, 2) анонсирование изменений законодательства, непосредственно затрагивающего интересы организаций гражданского общества и, в случае его принятия, еще более ухудшающего их положение.

По состоянию на 28 февраля 2021 г. беларусскими правозащитными организациями 258 человек признаны политическими заключенными, в том числе в феврале 2021 года политическими заключенными признаны активисты организаций гражданского общества – руководитель и юрист Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский и Олег Граблевский.

В феврале 2021 г. продолжилась ранее начатая тенденция проверок организаций гражданского общества: фиксировались случаи запроса информации со стороны налоговых органов у нескольких некоммерческих организаций, проверки Департамента финансовых расследований. Так, например, продолжается начатая в конце января проверка Департамента финансовых расследований Социально-культурного учреждения «Театр «Крылы Халопа». Кроме ДФР организация была проверена Министерством по чрезвычайным ситуациям (по результатам проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности наложен штраф в размере 20 базовых величин), у руководительницы культурного пространства Оксаны Гайко затребована налоговая декларация о доходах и имуществе.

Особое беспокойство вызывает давление, оказываемое на правозащитные организации, уголовное преследование членов правозащитных организаций. Проводится также информационная атака на правозащитные организации – кампания по их дискредитации.

1 февраля юристу Гомельского отделения Правозащитного центра «Весна» Леониду Судаленко, находящемуся под стражей, предъявлено обвинение по частям 1 и 2 статьи 342 Уголовного кодекса (“Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, а также финансирование такой деятельности”). По этой статье ему может грозить до трех лет лишения свободы.

2 февраля представители Офиса по правам людей с инвалидностью были повторно после допроса 21 января вызваны в Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля (ДФР КГК), где по их заявлению, в течение 7 часов подвергались жестокому и унижающему достоинство обращению. Обстоятельства подобного обращения были опубличены представителями Офиса в средствах массовой информации после нахождения в ДФР КГК. На следующий день они были задержаны. Проверка должностных лиц организации была связана, по информации ДФР КГК, с возможным неправомерным завладением денежными средствами, полученными в виде благотворительных взносов и международной помощи для целей оказания правовой помощи гражданам Республики Беларусь с инвалидностью. Фактически сотрудники Офиса были задержаны за оказание правовой помощи и содействие в поиске адвокатов в сотрудничестве с Представительством ООН в Беларуси. В настоящее время юрист Офиса находится под стражей, к руководителю предъявлена мера пресечения – домашний арест. Им обоим предъявлено обвинение предположительно по ст. 209 ч. 2 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Мошенничество).

Невозможность указания точных оснований предъявленного обвинения основано на еще одной проблеме с точки зрения реализации прав человека в Беларуси. В последнее время широкое распространение получила практика взятия с адвокатов подписок о неразглашении, в связи с чем адвокаты не могут довести до родственников задержанных конкретных оснований обвинения, также такую информацию не доводят и представители следственных органов. Проблема реализации права на доступ к правовой помощи отягощается распространением практики лишения адвокатов, оказывающих помощь по политически мотивированным делам, лицензий. Такая практика уже неоднократно использовалась в Беларуси, например, лишение в 2011 году лицензии нескольких адвокатов, защищавших участников акции 19 декабря 2010 года. Началось применение данной негативной практики и в поствыборный период 2021 года. Так, на заседании Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности 19 февраля лишили адвокатской лицензии сразу четырех адвокатов: Михаила Кирилюка (входит в Координационный совет), Людмилы Казак (адвокат Марии Колесниковой), Константина Михеля и Максима Конона.

11 февраля правозащитнице, координаторке Волонтерской службы ПЦ «Весна» Марфе Рабковой, находящейся под стражей уже более 5 месяцев, предъявили новые обвинения по ч. 3 ст.130 (Разжигание социальной вражды к власти группой невыясненных лиц) и ч. 2 ст. 285 Уголовного кодекса (Участие в преступной организации). Также ее по-прежнему обвиняют в финансировании и обучении в участии в массовых беспорядках (ч. 3 арт. 293 УК). После предъявления Марфе новых обвинений ей грозит до 12 лет лишения свободы.

16 февраля по всей Беларуси прокатилась беспрецедентная волна обысков у правозащитников. Обыски прошли в офисе Общественного объединения “Белорусская ассоциация журналистов”, у председателя организации Андрея Бастунца, его заместителей – Бориса Горецкого и Олега Агеева, юристки – Кристины Рихтер. Обыски состоялись в минских и региональных офисах Правозащитного центра “Весна”, у координатора кампании “Правозащитники против смертной казни”, правозащитника “Весны” Андрея Полуды, лидеров и активистов независимого профсоюза РЭП, а также у региональных правозащитников во многих городах страны. Обыски коснулись также и иных активистов гражданского общества, например, члена Координационного комитета Беларусской Национальной платформы ФГО ВП Николая Кванталиани. Во время массовых обысков был задержан и осужден на 12 суток правозащитник ПЦ «Весна» Дмитрий Соловьев.

17 февраля был опубликован видеоролик с информацией о том, что накануне сотрудники ГУБОПиК (Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией  Министерства внутренних дел) провели около 90 обысков по месту жительства членов незарегистрированных организаций «Весна», «Профсоюз работников РЭП», а также представителей БАЖ и медиа-ресурсов протестного толка. Мероприятия проводились во всех областных центрах республики в соответствии с поручением Следственного комитета Беларуси по уголовному делу об организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок. Во время следственных действий изъяты деньги в различной валюте (более 80 тыс. долларов в эквиваленте), документы на получение иностранных грантов и сотни квитанций на оплату штрафов физических лиц и юридических услуг, протестная литература и материалы о формах и методах противодействия сотрудникам милиции, в том числе насильственного характера, оргтехника, мобильные телефоны и т.п. Кроме того, обнаружены документы с реквизитами для денежных переводов, незарегистрированная символика (растяжки, баннеры, флаги), документация о вступлении в стачкомы, анкеты об оказании помощи псевдорепрессированным, литература, пропагандирующая ЛГБТ-ценности, а также сертификаты по обучению в зарубежных вузах. По информации МВД поводом к проведению масштабных обысков стали результаты оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц и организаций, осуществляющих финансовую и информационную поддержку протестов в Беларуси. Так как они не просто оказывали помощь, а выступая иностранными агентами, организовывали и финансировали протесты под прикрытием правозащитной деятельности.

Многочисленные международные, беларусские, зарубежные организации гражданского общества приняли ряд заявлений, в которых вышеуказанные факты давления на беларусские правозащитные организации рассматриваются исключительно в связи с осуществлением ими законной правозащитной деятельности.

Об усилении давления заявляют также экологические организации и активисты. 13 февраля экологические активисты и организации Белорусская партия «Зеленые», Общественное объединение «Экодом» и Белорусская антиядерная кампания приняли заявление, согласно которому на протяжении последних недель наблюдают резкое усиление давления, что проявляется как в нарастающей интенсивности, так и в повсеместном характере. В заявлении акцентируется внимание на череде обысков, которые под надуманным предлогом проводятся у экологических активистов и сочувствующих им местных жителей, владельцев агроусадеб Нарочано-Вилейского края: в Витебской и Минской областях Беларуси.

17 февраля состоялось принудительное выселения из здания общины церкви «Новая жизнь».

В Беларуси продолжается разработка репрессивного законодательства, существенно ограничивающего права и свободы граждан. В период мониторинга депутатом парламента О.Гайдукевичем было заявлено о том, что в стране разрабатывается проект закона об иностранных агентах и планируется к внесению на весеннюю сессию парламента.

В Telegram-канале motolkohelp опубликован проект закона «Об изменении законов по противодействию экстремизму». Статус данного проекта в настоящее время не известен. В тексте проекта предусматривается много негативных положений и чрезвычайно широких формулировок. В частности, к экстремисткой деятельности относится деятельность граждан, общественных и иных организаций по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных, в том числе, на дискредитацию Республики Беларусь, финансирование экстремистской деятельности, в том числе путем предоставления денежных средств, недвижимого имущества, средств электросвязи, учебных, полиграфических, других материально-технических средств или информационных услуг; нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий. При этом к экстремистским организациям проект относит не только организации, осуществляющие экстремистскую деятельность, но и организации оказывающая содействие экстремистской деятельности, либо признающие возможность ее осуществления в своей деятельности, либо финансирующие экстремистскую деятельность.

До 1 марта 2021 года беларусские общественные объединения и фонды должны были впервые публиковать информацию обо всех полученных расходах и доходах. Данное требование было введено в октябре 2020 года в развитие соответствующих норм Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения». Несмотря на то, что публикация отчетов о своей деятельности является положительной практикой для некоммерческих организаций, наличие подобной нормативно закрепленной публичной отчетности в ситуации, когда государство жестко ограничивает доступ НКО к финансированию и практически не предусматривает льгот и преференций для широкого круга НКО, является негативной нормой. Кроме того, в сложившихся условиях общественно-политического кризиса такая отчетность может стать фактором дополнительного давления на организации гражданского общества. Ассамблея неправительственных демократических организаций отмечает дополнительные существенные недостатки новых требований к публикации финансовой отчетности для НКО:

  • они не принимают во внимание отсутствие связи между беларусскими НКО и финансированием терроризма (факт, который подтверждается как внутренней оценкой, так и международной оценкой в ​​рамках ЕАГ по методологии ФАТФ);
  • распространяются на все организации двух организационных форм, независимо от объёма или характера их деятельности — более 3000 общественных объединений и более 250 фондов (при этом иные некоммерческие организации, такие как религиозные организации, не подпадают под эти меры и не обязаны публиковать отчеты);
  • имеют неизбирательный характер — распространяются даже на небольшие объединения, которые не выполняют какие — либо финансовые операции, не получают доход или иные внешние финансовые поступления, не имеют сотрудников (включая бухгалтера), не собирают пожертвования и не передают помощь другим лицам.
  • требуют публикации избыточного объема информации, которая никоим образом не связана с аспектами финансирования терроризма и дублируется в других уже существующих формах отчетности органам юстиции и налоговым органам.

Ситуация со свободой ассоциаций и организациями гражданского общества Республики Беларусь: Обзор за февраль 2021 г.  (скачать)