Ситуация со свободой ассоциаций и организациями гражданского общества Республики Беларусь: обзор за январь 2022 г.
В январе 2022 года количество принудительно ликвидированных некоммерческих организаций достигло отметки 344 организации, а количество некоммерческих организаций, принявших решение о самостоятельной ликвидации — 208. Таким образом, в период массовых репрессий беларусское гражданское общество лишилось уже более 550 зарегистрированных организаций. Преследуются активисты организаций гражданского общества: в первую очередь преследованиям подвергаются правозащитники. Вступил в силу закон, возвращающий отмененную в 2019 году уголовную ответственность за организацию и участие в деятельности незарегистрированной политической партии, иного общественного объединения, фонда или религиозной организации (ст. 1931).
До настоящего времени не опубликована статистика зарегистрированных общественных объединений и фондов1. Последние статистические данные о количестве зарегистрированных общественных объединений и фондов в стране публиковались по состоянию на 1 января 2021 года. По информации Министерства юстиции по состоянию на 1 января 2021 года в республике было зарегистрировано 15 политических партий, 25 профессиональных союзов, в том числе 20 республиканских профсоюзов, 1 территориальный профсоюз и 4 профсоюза в организациях, 3021 общественное объединение, из них 227 международных, 789 республиканских и 2005 местных.
Правозащитники подготовили и направили в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) доклад о соблюдении правительством Беларуси Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В докладе, в том числе, представлена информация о нарушении свободы ассоциаций, в частности массовой ликвидации организаций, занимающихся защитой экономических, социальных и культурных прав и других НКО.
По состоянию на 1 февраля 2022 года в Беларуси 1004 человека признаны политическими заключенными и находятся в местах лишения свободы. Таким образом, количество человек, признанных политическими заключенными в Беларуси, стало более 1000.
Принудительная ликвидация некоммерческих организаций2
По состоянию на 1 февраля 2022 года согласно мониторингу, который ведется Lawtrend совместно с ОЕЕС, 344 некоммерческих организаций в Беларуси находятся в процессе принудительной ликвидации, включая судебные процессы, либо принудительно исключены из Единого государственного регистра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (что на 38 больше, чем в прошлом месяце).
Если ранее иски о принудительной ликвидации местных общественных объединений подавались в основном в г. Гродно и г. Минске, то в период мониторинга большое количество исков о принудительной ликвидации подано в Витебский областной суд, зафиксирован также случай подачи иска о принудительной ликвидации в Могилевский областной суд. Среди общественных объединений, в отношении которых поданы иски о принудительной ликвидации, большое количество молодежных спортивных общественных объединений. Также подаются иски о ликвидации общественных объединений абсолютно разной направленности деятельности. В период мониторинга поданы исковые заявления о принудительной ликвидации, например, в отношении Местного фонда содействия развитию международного диалога и сотрудничества «Интеракция», Общественного объединения «Витебское областное общество больных гемофилией», Общественной благотворительной организации «Витебский детский хоспис», Общественного объединения «Ассоциация ветеранов войны в Афганистане — «Витязь» г.Бобруйска», Новополоцкого благотоворительного общественного объединения защиты животных «Здравствуй мир», Молодежного общественного объединения «Зеленый Дуб», Общественного объединения «Белорусская республиканская ассоциация специалистов по охране труда» и др.
17 января 2022 года Верховный суд после всех обжалований принял решение о ликвидации правозащитной организации — Просветительско-социального общественного объединения «Звено» на основании осуществления им экстремистской деятельности.
Принятие решения некоммерческими организациями о самоликвидации На 22 организаций увеличилось количество некоммерческих организаций, в отношении которых уполномоченный уставом орган или учредители приняли решение о ликвидации. При этом прирост организаций, принявших самостоятельное решение о ликвидации каждый месяц примерно стабилен: так, в декабре 2021 г. количество таких организаций увеличилось на 21, в ноябре на 27, в октябре на 15. По состоянию на 1 февраля 2022 года количество таких некоммерческих организаций (общественных объединений, фондов и учреждений) составило 208. Решение о самоликвидации в настоящее время принимается прежде всего из-за неблагоприятной правовой среды, общей общественнополитической ситуации в стране, а также зачастую под давлением властей.
Давление на активистов гражданского общества.
В СИЗО продолжают находиться правозащитники — председатель ПЦ «Весна» Алесь Беляцкий, член Совета ПЦ «Весна», вице-президент Международной федерации за права человека (FIDH) Валентин Стефанович, юрист, координатор кампании «Правозащитники за свободные выборы» Владимир Лабкович, координаторка Волонтёрской службы «Весны» Мария (Марфа) Рабкова, член ПЦ «Весна», волонтер ПЦ «Весна» Андрей Чепюк, бывшая руководительница ОО «Радислава» Ольга Горбунова.
14 января в Гомельском областном суде в закрытом режиме была рассмотрена апелляционная жалоба на приговор руководителю Гомельского отделения “Весны” Леониду Судаленко и его помощнице Татьяны Ласице3. По результатам рассмотрения жалобы Гомельсктий областной суд принял решение, что приговор вынесен справедливо, а жалоба обвиняемых удовлетворению не подлежат.
Уголовное дело в отношении координаторки Волонтерской службы “Весны” Марфы Рабковой, волонтера организации Андрея Чепюка и еще восьми политзаключенных анархистов передано в прокуратуру для направления в суд. Марфу Рабкову, Андрея Чепюка, Александра Францкевича, Александра Козлянко, Акихиро Гаевского—Ханады, Алексея Головко, Павла Шпетного, Никиту Дранца, Андрея Марача, Даниила Чуля обвиняют в организации, руководстве или участии в анархистских группах: «Революционное действие», «Народная самооборона», «Революцiйна дiя».
В Борисове сотрудниками ГУБОПиК был задержан и впоследствии отпущен на свободу правозащитник ОлегМацкевич. Дома у него провели обыск и конфисковали всю технику.
13 января 2022 года после проведенного обыска сотрудниками ГУБОПиКа была задержана член Правления Общественного объединения «Радислава» Дарья Царик. После проведенного допроса на Дарью был составлен административный протокол и она была задержана на 8 суток. 13 января обыски прошли также у еще трех представительниц правления «Радиславы» и их родственников4.
18 января состоялся суд над правозащитником из Молодечно Алесем Капуцким, которого не выпустили по 30 суток ареста. По ст. 19.11 Кодекса об административных правонарушениях (распространение экстремистских материалов), его в третий раз наказали 15-суточным арестом.
18-19 января были проведены обыски у трех членов Общественной организации «Могилевский правозащитный центр», которая в настоящее время остается единственным правозащитным общественным объединением, находящимся в зарегистрированном статусе. Обыски были произведены у члена правления Могилевского правозащитного центра Александра Павловича, члена контрольно-согласительной комиссии Евгении Тюркиной, у которой изъяли системный блок компьютера, члена организации Василия Липского. 25 января сотрудники Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля забрали на допрос директора Могилевского правозащитного центра Владимира Кравченко, после допроса у него был произведен обыск. Во время обыска силовиками были изъяты, в том числе, буклеты Белорусского Хельсинского Комитета и телеканала «Белсат» примерно десятилетней давности. 26 января у Владимира Кравченко представителями неизвестного силового ведомства был произведен повторный обыск. Обыск был произведен также в офисе организации. В конце января стало известно, что 17.02.2022 состоится суд по ликвидации данного общественного объединения.
Постановлением прокурора г. Минска заблокирован сайт правозащитной организации Human Constanta. По информации Генпрокуратуры, «на сайте в свободном доступе была размещена недостоверная информация, направленная на распространение деструктивных настроений в обществе, подрыв авторитета действующей власти, сотрудников правоохранительного блока».
Министерство информации внесло телеграм-канал Правозащитного центра «Весна» в Республиканский список «экстремистских материалов». Решение об этом 29 декабря 2021 года принял суд Железнодорожного района Гомеля. В документе указано, что информационная продукция телеграм-канала «Вясна / Правы чалавека ў Беларусі» признана экстремистскими материалами. Список экстремистских материалов пополнился также тгчатом «Независимый профсоюз Гомеля». Также экстремистскими материалами была признана информационная продукция сайта Znadniemna.pl портала незарегистрированного Союза поляков в Беларуси
Вступление в силу статьи 1931 — об уголовной ответственности за организацию и участие в деятельности незарегистрированной организации
22 января вступил в силу закон, восстанавливающий уголовную ответственность за организацию и участие в деятельности организаций без государственной регистрации – статью 1931 Уголовного кодекса, которая была отменена с июля 2019 года. Действие статьи распространяется на организацию и участие в незарегистрированных общественных объединениях, включая политические партии и профессиональные союзы, религиозных организациях, а также фондах.
Введение в законодательство уголовной ответственности за организацию и участие в деятельности организаций без государственной регистрации произошло практически молниеносно: от принятия соответствующего закона нижней палатой парламента до его вступления в силу прошел месяц. Характерно, что еще до принятия данной статьи парламентом и опубликования информации об этом в газете администрации президента «Беларусь Сегодня» появилась очередная статья, дискредитирующая организации гражданского общества и поднимающая вопрос возвращения уголовной ответственности за организацию и деятельность незарегистрированных организаций – «И не общество вовсе: почему нужно усилить меры по противодействию сомнительным объединениям».
По предыдущей редакции статьи 193-1, существовавшей с 2005 по 2019 год, приговоры за участие в деятельности незарегистрированных организаций были вынесены в отношении не менее 18 человек, а десяткам других были вынесены официальные предупреждения прокуратуры.
Текст новой статьи 1931 практически идентичен тому, который существовал до 2019 года. Восстановлено такое же наказание, как и в предыдущей редакции статьи 1931: денежный штраф, либо арест на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. Единственным новшеством является положение о том, что теперешняя статья 1931 не будет применяться в случаях, когда применяется более суровая статья 4231 Уголовного кодекса, касающаяся неисполнения решений о приостановлении и ликвидации организаций, признанных экстремистскими.
В 2011 году Венецианская комиссия Совета Европы в специальном заключении по статье 193—1 Уголовного кодекса Беларуси заявила, что «само существование статьи 1931 оказывает замораживающее воздействие на деятельность неправительственных организаций» и что «ограничение является настолько жестким, что оно не только ограничивает свободу объединений, но и свободу мнений и их выражения в неоправданной степени».
Реакция на нарушение свободы ассоциаций в Беларуси.
Беларусское правительство ответило на запрос специальных процедур о ситуации с беларусскими правозащитниками: обыски, задержания, уголовное преследование, принудительная ликвидация.
Текст запроса – https://spcommreports.ohchr.org/TMResultsBase/DownLoadPublicCommunicationFile?
Текст ответа — https://spcommreports.ohchr.org/TMResultsBase/DownLoadFile?gId=36641
1 Информация о количестве зарегистрированных негосударственных учреждений не является публично доступной.
2 В мониторинге фиксируется только случаи принудительной ликвидации и самоликвидации негосударственных НКО, государственные учреждения, республиканские государственно-общественные организации в количественных показателях не учитываются. Также не учитываются религиозные организации, потребительские кооперативы, и другие организационно-правовые формы НКО помимо общественных объединений, фондов, частных учреждений и в выборочных случаях ассоциаций.
3 3 ноября Леонида Судаленко приговорили к трем годам колонии общего режима, а его помощницу Татьяну Ласицу — к двум с половиной годам колонии. Их обвиняли по двум статьям Уголовного кодекса: якобы за организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок (ч. 1 ст. 342 УК), и обучение и подготовку лиц для участия в таких действиях, а также их финансирование или иное материальное обеспечение (ч. 2 ст. 342 УК).
4 9 ноября 2021 года была задержана правозащитница, фемактивистка, бывшая руководительница, менеджерка Общественного объединения «Радислава», которое много лет занималась вопросами домашнего насилия и помощи его жертвам, Ольга Горбунова. Ольге предъявлены обвинения по двум статьям Уголовного кодекса: ч. 1 ст. 293 — Организация массовых беспорядков, ч. 2 ст. 293 — Участие в массовых беспорядках, ч. 3 ст. 293 — Обучение или иная подготовка лиц к участию в массовых беспорядках, либо финансирование этой деятельности, ст. 342 — Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них.
Ситуация со свободой ассоциаций и организациями гражданского общества Республики Беларусь: обзор за январь 2022 г. (скачать)