Ситуация со свободой ассоциаций и организациями гражданского общества Республики Беларусь: обзор за март 2022 г.

В марте 2022 года количество принудительно ликвидированных некоммерческих организаций достигло отметки 382 организаций, а количество некоммерческих организаций, принявших решение о самостоятельной ликвидации — 271. Таким образом, гражданский сектор Беларуси, начиная с пост выборного периода 2020 года, потерял уже  653 зарегистрированных общественных объединений, фондов, негосударственных учреждений и ассоциаций. Продолжаются обыски, задержания общественных активистов, их вызывают на «профилактические беседы» накануне Дня Воли 25 марта. Министерство юстиции опубликовало статистику зарегистрированных общественных объединений и фондов по состоянию на 1 января 2022 года. По информации министерства количество зарегистрированных НКО в Беларуси, несмотря на волну массовой ликвидации, изменилось незначительно. На очередной сессии Совета ООН пор правам человека представлен доклад Верховного комиссара ООН по правам человека «Положение с правами человека в Беларуси в преддверии президентских выборов 2020 года и после них».

По состоянию на 28 февраля 2022 года в Беларуси 1110 человек признаны политическими заключенными и находятся в местах лишения свободы. 

Принудительная ликвидация некоммерческих организаций[1]

По состоянию на 31 марта 2022 года согласно мониторингу, который ведется Lawtrend совместно с ОЕЕС, 382 некоммерческих организаций в Беларуси находятся в процессе принудительной ликвидации, включая судебные процессы, либо принудительно исключены из Единого государственного регистра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. 

В период мониторинга состоялись суды о ликвидации таких общественных объединений, как Общественное объединение «Фонд поддержки молодежного жилищного строительства», Общественное объединение «Ветвь акации», Общественное объединение «Республиканская молодёжная ассоциация Юнибел», Молодёжное общественное объединение «Спортивный клуб «Сэнкё-профи», Общественное объединение «Молодежная ассоциация незрячих студентов», Общественное объединение «Автомобильный клуб инвалидов «Автоклин», Общественная организация «Ассоциация юрисконсультов Брестской области», Молодежное общественное объединение «Детско-юношеский спортивный клуб «Виват Виктория», Музыкальное молодежное общественное объединение «Белорусская рок-лига», Республиканское общественное объединение «Ленинский коммунистический союз молодежи Белоруссии». Также судом принято решение о принудительной ликвидации таких известных беларусских организаций, как Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны», Общественное объединение «Радислава» — организация многие годы занимающаяся проблемами домашнего насилия и предоставляющая убежище женщинам и их детям, Ощественное объедиенение «Общество польской культуры на Лидчине» – одно из старейших объединений Гродненщины, работающее 27 лет и занимающееся культурно-просветительской деятельностью, установлением памятных знаков. 

Продолжилась практика принудительной ликвидации учреждений по упрощенной системе, когда решение о ликвидации принимается регистрирующим органом без решения суда. Минским городским исполнительным комитетом принудительно ликвидированы такие частные учреждения, как Культурно-просветительское учреждение «Волонтерский центр «Ника», Информационно-просветительское учреждение в сфере бизнес-подготовки начинающих предпринимателей и студентов «Время бизнес-молодости», Учреждение по развитию предпринимательства в сфере общественного питания «Мобильный общепит», Учреждение «Центр по защите животных «Анималекс».

Принятие решения некоммерческими организациями о самоликвидации

По состоянию на 31 марта 2022 года количество некоммерческих организаций (общественных объединений, фондов и учреждений), в отношении которых уполномоченный уставом орган или учредители приняли решение о ликвидации, составило 271. Как и ранее, решение о самоликвидации принимается прежде всего из-за неблагоприятной правовой среды, общей общественно-политической ситуации в стране, а также зачастую под давлением властей. 

Давление на активистов гражданского общества.

В СИЗО продолжают находиться правозащитники — председатель ПЦ «Весна» Алесь Беляцкий, член Совета ПЦ «Весна», вице-президент Международной федерации за права человека (FIDH) Валентин Стефанович, юрист, координатор кампании «Правозащитники за свободные выборы» Владимир Лабкович. Следствие по уголовному делу, по которому задержаны правозащитники, которых обвиняют в неуплате налогов в крупном размере (ч.2 ст. 342 УК) и организации групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок (ст. 342 УК), продолжено еще на два месяца – до 14 мая. 

В местах лишения свободы продолжают находится и другие правозащитники — координаторка Волонтёрской службы «Весны» Мария (Марфа) Рабкова, член ПЦ «Весна», волонтер ПЦ «Весна» Андрей Чепюк, председатель Гомельского отделения Правозащитного центра «Весна» Леонид Судаленко, волонтерка ПЦ «Весна» Татьяна Ласица, бывшая руководительница ОО «Радислава» Ольга Горбунова. Также в местах лишения свободы удерживаются и другие представители организаций гражданского общества, например, член Союза поляков Андрей Почобут, общественно-политический деятель, один из создателей Летучего университета и консорциума Евробеларусь Владимир Мацкевич, член Совета и соучредитель школы молодых менеджеров публичного администрирования Sympa, эксперт исследовательского проекта bipart Татьяна Кузина, пресс-секретарь ЗБС Ксения Сыромолот, член ЗБС, молодежная активистка, член основного состава Координационного совета Алана Гебремариам, члены ЗБС Егор Канецкий, Яна Оробейко, Кася Будько. В конце марта 2022 года председателю Союза поляков Анжелике Борис изменена мера пресечения на домашний арест. 

Продолжается давление на представителей организаций гражданского общества.

В суде Советского района г. Минска состоялось рассмотрение уголовного дела по ч. 2 ст. 342 Уголовного кодекса (иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, которые грубо нарушают общественный порядок, или активное участие в них) в отношении волонтерки и активистки витебской организации «Наш Дом» Юлии Горячко. Согласно обвинению Горячко «осуществила подготовку не менее за 178 лиц для участия в групповых действиях, которые грубо нарушают общественный порядок», так как оказывала помощь в компенсации и оплате штрафов и иных расходов жертвам репрессии. Юлию приговорили к одному году колонии общего режима и отпустили из-под стражи в зале суда, так как в срок наказания был засчитан срок содержания обвиняемой под стражей. 

Общественные активисты подвергались задержаниям, обыскам. Так, на 15 суток в рамках административного дела по ст. 24.3 Кодекса об административных правонарушениях был задержан лидер общественной инициативы «Альтернатива» Олег Корбан, задержан председатель профсоюза грузоперевозчиков Сергей Штода, руководитель арт-проекта SIGNAL Олег Ларичев, активистка принудительно ликвидированного движения «За свободу» Татьяна Трофимова. Обыски были проведены у правозащитника из г. Мозырь Владимира Телепуна, бывшего лидера Молодого фронта, организатора защиты Куропат Дмитрия Дашкевича, последнего после обыска задержали. У Владимира Телепуна обыск проводится уже в третий раз, на этот раз, по версии сотрудников Следственного комитета, проводившего обыск, причиной обыска стало наблюдение правозащитника за политически мотивированными судебными процессами. По месту прописки организаторов инициативы в поддержку политзаключенных Dissident.bу Марины и Вячеслова Касинеровых приходили силовики. Проводятся задержания в рамках уголовного дела в отношении «группы граждан, объединившуюся посредством интернет-ресурсов «BYPOL / мобилизационный план «Перамога«, который 8 ноября прошлого года был признан экстремистским формированием. 

Силовики повторно задержали социолога, члена Координационного совета и координаторку «Летучего университета» Татьяну Водолажскую. 4 августа 2021 года Татьяну задержали на 10 суток по уголовному делу после обыска в ее квартире. Она находилась под подпиской о невыезде по подозрению в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активном участии в них (ч. 1 ст. 342 УК). 

В качестве инструмента давления на организации гражданского общества и общественных активистов продолжает активно применяться законодательство о противодействии экстремизму и борьбе с терроризмом. Министерство внутренних дел опубликовало «Список граждан Беларуси, иностранных граждан или лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности». В перечень включаются граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор суда в связи с совершением уголовных преступлений экстремистской направленности. На момент опубликования перечня в него включено 140 человек, большинство из них политзаключенные, в том числе члены Президиума Координационного совета Максим Знак, Мария Колесникова. Финансовые операции этих лиц подлежат особому контролю с целью предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования экстремистской деятельности.  Также контрою подлежат финансовые операции лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности. Лица, включенные в перечень физических лиц, причастных к террористической деятельности, и находящиеся в местах лишения свободы лишены права получать денежные переводы. В ответе на запрос правозащитницы Насты Лойко о причине таких ограничений РУП «Белпочта» ответило, что блокирование финансовых операций осуществляется в соответствии с законом «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», в рамках которого предприятие является лицом, осуществляющим финансовые операции и обеспечивающим внутренний контроль при приеме и выплате почтовых денежных переводов. В силу ст. 9 данного закона в целях предотвращения финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения лица, осуществляющие финансовые операции обязаны блокировать финансовую операцию, если в процессе идентификации установлено, что ее участником либо выгодоприобретателем по ней являются организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, включенные в перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности, либо организация, бенефициарным владельцем которой является физическое лицо, включенное в этот перечень.

В Гомельском областном суде 25 марта рассмотрели уголовные дела против двух администраторов телеграм-канала «Петриков 97%» Виктора Бедрия и Евгения Климова признали виновными в руководстве экстремистским формированием — телеграм-каналом «Петриков 97%» (ч. 1 ст. 361-1 Уголовного кодекса).

Суд Центрального района г. Минска признал «экстремистскими материалами» ряд логотипов, в том числе логотипы Платформы Голос, инициатив «ByPOL» и «BYSOL». Также экстремистским материалом признано «изображение ладони белого цвета на сиреневом фоне с узорами синего цвета и надписью «ВЯСНА». 

Статистика Министерства юстиции

По информации Министерства юстиции по состоянию на 1 января 2022 года в республике зарегистрировано 15 политических партий, 25 профессиональных союзов (20 республиканских профсоюзов, 1 территориальный профсоюз и 4 профсоюза в организациях), 2978 общественных объединений (226 международных, 785 республиканских и 1967 местных), 45 союзов (ассоциаций) общественных объединений, 227 фондов (20 международных, 7 республиканских и 200 местных), 7 республиканских государственно-общественных объединений. Зарегистрировано и поставлено на учет 1187 оргструктур политических партий, 28031 оргструктур профсоюзов и 44202 оргструктур общественных объединений. За 2021 год в Республике Беларусь было зарегистрировано 36 новых общественных объединений (3 республиканских и 33 местных), 3 новых союза (ассоциации) общественных объединений и 7 новых фондов (1 международный и 6 местных). Зарегистрировано (поставлено на учет) 11 оргструктур политических партий, 2170 оргструктур профсоюзов и 830 оргструктур общественных объединений.

По состоянию на 1 января 2021 года в стране было зарегистрировано 3021 общественное объединение, 42 союзов общественных объединений и 227 фондов. 

Таким образом, исходя из статистики Министерства юстиции, несмотря на массовую ликвидацию некоммерческих организаций в течение 2021 года, вытекает, что произошло небольшое изменение количественного состава зарегистрированных НКО в Беларуси: за год стало меньше на 43 общественных объединения, количество зарегистрированных фондов вообще не изменилось, а союзов стало даже на 3 больше. Однако статистика Министерства юстиции учитывает только общественные объединения, исключенные из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). Большинство из организаций, принудительно ликвидированных в течение 2021 года, либо принявших решение о самостоятельной ликвидации, не завершили процесс ликвидации, следовательно, не исключены из ЕГР и попали в статистику Министерства юстиции. Кроме того, в статистике Министерства юстиции не учитываются зарегистрированные, ликвидированные и находящиеся в процессе принудительной ликвидации учреждения и ассоциации (за исключением ассоциаций общественных объединений). 


[1] В мониторинге фиксируется только случаи принудительной ликвидации и самоликвидации негосударственных НКО, государственные учреждения, республиканские государственно-общественные организации в количественных показателях не учитываются. Также не учитываются религиозные организации, потребительские кооперативы, и другие организационно-правовые формы НКО помимо общественных объединений, фондов, частных учреждений и в выборочных случаях ассоциаций.