Изменение законодательства об иностранной безвозмездной помощи
Александр Лукашенко 8 ноября подписал Декрет № 7, которым внесены изменения в Декрет № 3 от 25 мая 2020 года «Об иностранной безвозмездной помощи». Документ вступит в силу через три месяца (10.02.2022 года).
Существенных изменений в порядок получения иностранной безвозмездной помощи новым декретом не вносится: все также остается разрешительный порядок регистрации полученной иностранной помощи, не устанавливаются минимальные суммы не требующие регистрации, по-прежнему решение об освобождении помощи или части полученной помощи принимается в индивидуальном порядке на основании заключения государственных органов и т.д.
На практике в последний год беларусские некоммерческие организации постоянно получали отказы в регистрации иностранной безвозмездной помощи, в том числе организации, являющиеся постоянными получателями такой помощи. Некоммерческие организации — получатели иностранной безвозмездной помощи в период осень 2020-осень 2021 года также неоднократно сталкивались с проверками, запросами о предоставлении информации в отношении полученной иностранной безвозмездной помощи со стороны Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов внутренних дел, налоговых органов, Департамента по гуманитарной деятельности.
Декрет № 7 в первую очередь направлен на уточнение (расширение) понятий законодательства об иностранной безвозмездной помощи, прежде всего «отправитель» такой помощи, в том числе «иностранный анонимный жертвователь».
Так, новый декрет отнес к отправителям иностранной безвозмездной помощи граждан Республики Беларусь, постоянно находящихся за пределами Республики Беларусь более 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления помощи. До вступления в силу Декрета № 7 граждане Беларуси, согласно действующему декрету, могут признаваться отправителями иностранной безвозмездной помощи только в том случае, если они постоянно проживают за пределами Республики Беларусь. В тоже время законодательство не содержит определения «гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий за пределами Республики Беларусь». Исходя из законодательства о консульском учете, а также разъяснений Департамента по гуманитарной деятельности, к таким гражданам относили граждан Республики Беларусь, получивших паспорт серии PP и ставших в иностранном государстве на консульский учет. Верховный суд Республики Беларусь, рассматривая дело о ликвидации общественного объединения, не счел законодательство о консульском учете и разъяснения Департамента заслуживающими внимания, и в своем решении расширительно истолковал понятие «гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий за пределами Республики Беларусь». Таким образом, новый декрет в данном отношении скорей закрепляет вновь складывающуюся в Беларуси не основанную в настоящее время на законе практику в отношении граждан Беларуси – отправителей иностранной безвозмездной помощи.
Декрет № 7 относит к отправителям иностранной безвозмездной помощи также иностранных анонимных жертвователей. Это положение не является нововведением, так как действующий декрет содержит аналогичную норму. Однако действующий декрет не содержит определения «иностранный анонимный жертвователь». Декрет № 7 предусматривает очень широкое толкование понятия «иностранный анонимный жертвователь. Согласно этому нормативному акту иностранные анонимные жертвователи – лица, предоставившие иностранную безвозмездную помощь, в том числе перечислившие денежные средства через банк-нерезидент, и не указавшие в платежных, иных документах сведения, позволяющие их идентифицировать (фамилия, имя, отчество (если таковое имеется), место жительства и (или) место пребывания (страна), наименование организации, банковские реквизиты), либо указавшие недостоверные сведения. Таким образом, исходя из данного определения, к иностранным анонимным жертвователям можно отнести не только лица, которые предоставляют пожертвования через банки-нерезиденты, но и любые лица, которые не указали в платежном или ином другом документе позволяющую их идентифицировать информацию. Декрет относит к иностранным анонимным жертвователям также лица, которые указали в платежном или ином документе недостоверные сведения. С учетом того, что беларусские банки при приеме пожертвований не требуют предоставления идентифицирующих документов от лица, которое переводит безвозмездную помощь (пожертвование) в адрес некоммерческих организаций, к иностранным анонимным жертвователям может быть отнесен очень широкий круг лиц, при этом некоммерческие организации могут не знать о том, что они являются получателями иностранной безвозмездной помощи, которую необходимо регистрировать. Фактически, ситуация с анонимными пожертвованиями возвращается к ситуации, существовавшей до 2016 года, когда любое анонимное пожертвование, полученное некоммерческой организаций, подлежало регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности. Более того, некоммерческие организации в связи с такой широкой формулировкой «иностранный анонимный жертвователь» будут вынуждены проверять информацию о всех лицах, сделавших им добровольное пожертвование.
Расширена формулировка также в отношении отправителей — иностранных организаций. Действующий декрет относит к отправителям иностранной безвозмездной помощи международные организации, межгосударственные образования, иностранные организации. Декрет № 7 уточнил также, что отправителями иностранной помощи могут являться, помимо иностранных и международных юридических лиц, организации, не являющиеся юридическими лицами.
Декрет № 7 расширил также перечень целей, на которые запрещено получение и (или) использование иностранной безвозмездной помощи. При этом в новом декрете содержится весьма расплывчатая формулировка, что запрещено получение и использование такой помощи не только «для следующих целей», но и в связи с ними («со следующим»). Перечень целей, на которые запрещено получение и использование иностранной помощи, дополнен также весьма широкой целью — осуществление деяний, причиняющих вред национальной безопасности, государственным и (или) общественным интересам или создающих угрозу причинения такого вреда.
В соответствии с данными нововведениями уточнены формулировки относительно административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи (характерно, что новый КоАП вступил в силу 1 марта этого года, а изменения в Уголовный кодекс в текущем году рассматривались и вносились несколько раз).