«Правозащитное» путешествие в Баку

Яркие имиджевые ролики о Баку, снятые в большом количестве накануне Евровидения 2012 года, каждый раз напоминали мне о цене роскошного концертного зала для конкурса: тысячи людей были незаконно выселены из своих домов, получив взамен мизерную компенсацию.

Евровидение, которое привлекло внимание иностранцев к проблемам с правами человека в этой стране, а также знакомство с азербайджанскими активистами весной 2012 года побудило меня более внимательно следить за новостями о том, как азербайджанцы протестуют против несправедливости несмотря на многочисленные задержания, жестокие разгоны и высокие штрафы.

Желание узнать о том, как живут в стране с большими проблемами в области прав человека, так похожими на беларусские, – и подтолкнуло меня съездить в Баку. Дважды.

Мирные акции против смертей солдат

8 марта 2013 года. Мы с моим другом-активистом Джавидом заходим в офис молодежной организации, выступающей за перемены в политической сфере в Азербайджане. Молодые люди радостно приветствуют гостей из-за своих ноутбуков. На столе торт: праздник все-таки.

Эта организация проводит кампанию по сбору средств для независимого телевидения Азербайджана. За любую сумму можно купить фотографию протеста против смертей солдат, прошедшего в январе 2013 года. Эти деньги и пойдут на проект.

38785f0a792affa4bec63eebbb2ae986

Я купила две карточки.
На одной из них – Эмин Милли, бывший политзаключенный, блогер, писатель, активист. Эмин провел 2 года в заключении только лишь за публикацию в своем блоге постов, критикующих действия властей. После освобождения он учился за границей, но с большой радостью вернулся в Азербайджан, где стал одним из самых ярких оппозиционеров власти. В настоящее время Эмин снова вынужден жить за рубежом из-за риска попасть в заключение. Он занимается проектом независимого телевидения для Азербайджана.

74c40a0f89a5a0be6bb205038a13d750

Среди протестующих на фотографии где-то есть и Расул Джафаров, лидер кампании «Sing for democracy», целью которой было привлечь внимание к проблемам прав человека в Азербайджане с помощью Евровидения. Сейчас кампания, переименованная в «Art for democracy», поднимает вопросы прав человека с помощью всех видов искусства.

d5581100320eac8556eed481a1ba4f9f

Преследование молодежных лидеров

На 10 марта запланирована вторая акция против смертей солдат в армии. Я уехала 9-го, потому о разгоне акции, штрафе для моего друга в 500 манат (около 500 евро, что составляет примерно среднюю зарплату в Баку) я уже узнала в Минске.

В результате акции, к 9 апреля, когда я снова приехала в Баку, были задержаны 7 активистов молодежного движения N!DA, принимавших участие в организации протеста. Они находятся под арестом до сих пор.

6f4b2125ecac5445a6feda186eb3f178

Известная азербайджанская журналистка Хадиджа Исмаил работает в условиях постоянных преследований и опасности для жизни. По ее мнению, в сегодняшнем Азербайджане оптимизм внушает активность молодого поколения.

— Молодежь – самая эффективная часть протестного движения. Они находят новые способы и формы выражения своего несогласия с действиями властей. У большинства из молодежных активистов нет политических амбиций, они искренни в своих требованиях и действиях. За многие годы власть успешно дискредитировала «старую» оппозицию. И поэтому молодежь получает большую поддержку со стороны общества. Именно молодые люди подняли в обществе тему смерти солдат в армии. И те люди, которые раньше не готовы были участвовать в протестах, не видели в них смысла — они присоединились к этим акциям. Вот почему власти «занялись» молодежью – образованной, креативной, активной.

Арест за Harlem Shake

В апреле на одной из центральных улиц Баку мы с Хадиджей случайно встретили молодого активиста Илькина Рустамзаде.

— Это Илькин. Он придумал и организовал первую акцию против смертей солдат в армии, — представила мне Хадиджа молодого человека.

d1f7a383bcc2428aa961da253ba2b80e

Простой неполитический посыл «Нет смертям солдат в армии!» был поддержан тысячами людей. Редкие акции в Азербайджане собирали такое большое количество участников, разных возрастов и разных взглядов.

Через два дня я встретила Илькина на фестивале документальных фильмов о правах человека. Он рассказал о том, что он «просто студент», что «это у него спонтанно получилось придумать и организовать такие популярные акции» и что «у него была работа, но он ее потерял из-за своей гражданской активности».

В мае Илькина задержали. Он обвиняется в хулиганстве – за организацию съемок видео Harlem Shake на бульваре в Баку http://www.youtube.com/watch?v=SFb7DJAv138, к которому, по его словам, он не имеет никакого отношения. Илкин все еще находится под арестом.

А в июне фотожурналисту Мехману Гусейнову, принимавшему участие в создании этого видео и каждый день ожидавшего своего ареста после задержания Илькина, было отказано в выезде из страны в Норвегию для получения международной журналистской награды Герда Буцериуса за свою работу.

Закрытие образовательной площадки

11 апреля был опечатан офис университета свободной мысли, где проходили лекции на различные темы для всех желающих. В университет приходили люди, которые никак не вовлечены в политические движения, многие из них даже не знают о том, какие политические партии есть в стране. Большинство азербайджанцев пока не готовы открыто обсуждать политические и гражданские свободы. Это еще одна причина популярности неполитических акций. Закрытие образовательной площадки заставило еще большее количество людей задуматься о том, что происходит в Азербайджане.

bbd2caef438938f3b4b6b86f0d7a5f11

Рост гражданской активности: вопреки преследованиям

— Процесс роста гражданской активности начался в 2005 году, — говорит Хадиджа, – когда был убит журналист Эльмар Гусейнов. Люди активизировались. Начались публичные лекции, в которых принимали участие около 200 человек. Были просто лекции без какого-либо политического контента, где люди знакомились друг с другом. Арест блогеров Эмина Милли и Аднана Гаджизаде за их критикующие власть тексты в 2009 году всколыхнул общество и привлек в ряды протестующих большое количество ранее не активных, не принимавших участие в политике людей. А потом активно стал использоаваться Facebook. И из онлайн-сообществ вышли различные организации. В том числе, и молодежная организация N!DA.

И чем больше людей арестовывают, – продолжает Хадиджа, – тем больше людей присоединяются к протестному движению.  Правительство само же расширяет круг собственных противников. Когда стали арестовывать членов организации, в N!DA вступили несколько сотен человек: из чувства протеста произволу.

В протестах, которые не несут в себе явного политического посыла, начали принимать участие и известные азербайджанские журналисты и правозащитники. Интигам Алиев, известный адвокат и правозащитник, тоже принимал в них участие, хотя и не разделяет оптимизма и надежд, связанных с подобными акциями:

— Я не сторонник акций. Ошибочно полагать, что одна акция может решить все проблемы, однако именно с таким настроением гражданские активисты организовывают акции.

У властей есть много средств и опыта для подавления протеста. В ситуации ограниченного доступа к информации трудно привлечь людей даже на неполитические протесты, как например против смертей солдат в армии. На мой взгляд, уличные акции протеста отбрасывают нас назад, их КПД — низкий. Мы тратим очень много усилий на освобождение задержанных, хотя могли бы направить эту энергию на активизацию связей с гражданским обществом, которые необходимы для изменений.

Власти используют протесты для усиления репрессий против гражданского общества. После каждой акции незаконно арестовывают активистов, осуждают по сфабрикованным делам. Это приводит к торгам между нашим правительством и международным сообществом. Уже 20 лет мы наблюдаем эту схему: власти арестовывают, потом – торгуются, политзаключенных освобождают, международное сообщество аплодирует доброй воле властей, затем – снова аресты и так по кругу.

140dd7b970d4e8dd058aaa414977c2d0

Как и многих других активистов, суд обязал Хадиджу к выплате штрафа за участие в мирной акции. Но журналистка с нелегитимным наказанием не смирилась. Она стала одним из организаторов кампании «Гражданское неповиновение» против штрафов как меры наказания за участие в мирных протестах. 10 активистов отказались выплачивать вынесенные им штрафы за участие в мирных акциях. В июне за неисполнение судебного решения о выплате штрафа журналистку приговорили к 220 часам общественных работ.

Азербайджан: не похож и похож на Беларусь

Среди работ азербайджанских фотографов на фотофестивале в грузинском Тбилиси весной этого года были и посвященные протестам против смертей солдат в азербайджанской армии. http://vimeo.com/67791831 Эти фотографии, как и сами протесты, конечно, привлекают внимание к несправедливости, с которой сталкиваются простые граждане в Азербайджане. Однако и этим фотографиям, и тем голосам, которые говорят правду о реалиях, сложно противостоять нефтяному аргументу азербайджанских властей, железным схемам подавления критики, огромным бюджетам создания иллюзий об Азербайджане на международном уровне.

Показательно, что молодая французская пара путешественников, с которыми я познакомилась в Баку, когда они были в городе уже почти неделю, оказались совсем не в курсе проблем с правами человека в Азербайджане.

Что же похожего между Беларусью и Азербайджаном?
И им, и нам — важно знать, что они не одиноки в своей борьбе.
И им, и нам — нужна солидарность.

 

Автор: Ирина Дешевицына

В статье использованы фотографии автора, а также из Facebook-аккаунтов Эмина Милли, Расула Джафарова, Хадиджи Исмаил, Илькина Рустамзаде, неправительственной организации N!DA, Университета свободной мысли, кампании «Искусство во имя демократии».