ООН вновь рекомендует восстановить лицензии белорусским адвокатам

28 октября 2013 года на 68 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций в соответствии с резолюцией 20/13 Совета по правам человека был представлен доклад Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси Миклоша Харашти.

Мандат Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси был учрежден Советом по правам человека в его резолюции 20/13. Специальный докладчик приступил к выполнению своих функций 1 ноября 2012 года. 13 июня 2013 года Совет в резолюции 23/15 продлил срок действия мандата Специального докладчика на один год и настоятельно призвал правительство Беларуси в полной мере сотрудничать со Специальным докладчиком, в том числе путем предоставления ему доступа для посещения страны, а также доступа к информации, необходимой в целях содействия выполнению мандата.(A/HRC/RES/23/15).

В июне этого года Миклош Харашти, представляя доклад (A/HRC/23/52) по Беларуси на 23 сессии Совета ООН по правам человека в Женеве, заявил, что систематические нарушения прав человека и запугивания в стране достигли такого уровня, что люди уже больше не пытаются бороться за свои права.

По итогам консультаций, проводившихся с ноября 2012 года, Специальный докладчик обнаружил, что прогресс в деле осуществления рекомендаций Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, содержащихся в ее докладе, представленном Совету по правам человека в 2012 году (A/HRC/23/52, пункты 113–118), был лишь незначительным. Он пришел к выводу о том, что система управления, то есть декреты, законодательство, политика и практика, препятствовала обеспечению конституционных гарантий защиты прав человека всех лиц, проживающих в Беларуси. На положение в области прав человека — нестабильное в целом и удручающее в определенных сферах — явно влияло превосходство исполнительной ветви власти над законодательной и судебной.

В докладе Специальный докладчик документировал системные и систематические нарушения прав человека, особенно в сферах, касающихся соблюдения надлежащей правовой процедуры, справедливого судебного разбирательства и пыток, а также свободы мнений и права на их свободное выражение свободы мирных собраний и ассоциаций. Он отметил, что ограничения, налагаемые на эти свободы, дополнительно препятствовали свободному осуществлению других гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав.

Большое внимание в докладе Миклоша Харашти   уделено вопросам независимости адвокатов и доступа к независимому адвокату.

Еще в 2001 году, Специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов г-н Парама Кумарасвами, при посещении Беларуси отмечал отсутствие независимости белорусских адвокатов. (см. E/CN.4/2001/65/Add.1).В докладе по итогам указанного визита он отмечал, что «исполнительная власть, в частности министерство юстиции, осуществляет чрезмерный контроль над юристами. Такой контроль подрывает главный смысл независимости юристов и является нарушением Основных принципов, касающихся роли юристов. Этот контроль ведет к злоупотреблениям, результатами которых становятся обвинения в преследовании, запугивании и вмешательстве со стороны исполнительной власти. Правительство должно предоставить юристам возможность создавать самоуправляющиеся ассоциации и воздерживаться от осуществления чрезмерного контроля над представителями этой профессии. Никаких возражений против создания единой объединенной профессиональной организации  как это предусмотрено законодательством, нет. Однако право контроля должно оставаться за органом, состоящим в основном из практикующих юристов.» 

В 2013 г. в своем докладе уже Миклош Харашти, Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси, указал, что сейчас «адвокаты сталкиваются с вмешательством, преследованием, запугиванием или иными последствиями, связанными с защитой интересов своих клиентов, и общим вмешательством, затрагивающим конфиденциальность общения между адвокатами и клиентами. Препятствия в доступе к услугам юристов и для осуществления юристами своих профессиональных функций усугубляются еще больше ввиду воспрепятствования образованию юристами своих независимых ассоциаций».

Он также отмечает, что дела, связанные с избирательными процессами, рассматриваются властями как носящие «особо чувствительный» (политический)характер, на что указывает лишение адвокатов их адвокатского статуса после президентских выборов в 2010 году.

Своих лицензий были лишены Олег Агеев, Татьяна Агеева, Владимир Толстик, Тамара Гараева, Павел Сапелко и Тамара Сидоренко, представлявшие интересы подзащитных в связи с состоявшейся после выборов в 2010 году демонстрацией. Подобное вмешательство, затрагивающее независимость юристов, также лишило подсудимых прав на доступ к адвокату по их выбору.

Специальный докладчик  выразил свою озабоченность тем, что эти сохраняющиеся ограничения права на равенство в суде и на компетентный, независимый и беспристрастный суд приводят к тому, что государство не гарантирует право на справедливую и должную процедуру, включая презумпцию невиновности, и на доступ к независимому адвокату.

Специальный докладчик рекомендует правительству Беларуси, в частности:

-реформировать ассоциацию юристов, гарантируя ее независимость в соответствии с международными стандартами;
-обеспечить состязательный характер судебных разбирательств и принцип равенства сторон и обеспечить соблюдение принципа презумпции невиновности и права на защиту;
— расследовать дела адвокатов, которые представляли лиц, задержанных в связи с событиями 19 декабря 2010 года, и восстановить их лицензии.

24 июня 2013 года по результатам представленного Специальным докладчиком по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси Миклошем Харашти доклада Совет ООН  по правам человека на 23 сессии  принял резолюцию 23/15«Положение в области прав человека по Беларуси», в которой одобрил доклад и призвал правительство Беларуси, в частности, провести всеобъемлющую реформу сектора правосудия и адвокатских коллегий, с тем, чтобы гарантировать независимость и беспристрастность судей, презумпцию невиновности, справедливое судебное разбирательство и право на эффективный пересмотр приговоров и осуждений вышестоящей судебной инстанцией, созданной на основании закона, и на свободно избранное юридическое представительство в ходе всех процессуальных действий, а также наличие информации об исполнении всех приговоров.

Необходимо отметить, что на различном уровне в Организации Объединённых Наций ранее неоднократно поднимался вопросы независимости адвокатов и доступа к независимому адвокату.

Так, 17 июня 2011 года Совет ООН по правам человека принял резолюцию 17/24 «Положение в области прав человека в Беларуси», в которой, в числе прочего, потребовал от властей Беларуси «немедленно положить конец всем формам давления на судей, адвокатов и членов адвокатских коллегий; и обеспечить, чтобы адвокатура была свободной и независимой от любого административного контроля со стороны государства» и призвал мандатариев тематических специальных процедур, в том числе специального докладчика по независимости судей и адвокатов, «уделить особое внимание положению в области прав человека в Беларуси» .

В своем годовом отчете, опубликованном 19 мая 2011года,Специальный докладчик ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов Габриэла Кнауль сообщила о том, что она дважды направляла срочные обращения белорусским властям по фактам, связанным с давлением на адвокатов:

1) по вынесению предупреждения Белорусскому Хельсинкскому Комитету, предупреждений адвокатам Тамаре Сидоренко и Павлу Сапелко, лишению лицензии Валентины Бусько и возбуждению уголовного дела в отношении Михаила Волчека (28 января 2011г.) и

2) по лишению лицензии адвокатов Владимира Толстика, Тамары Гораевой, Олега Агеева, Татьяны Агеевой, а также исключению из адвокатской коллегии Павла Сапелко (10 марта 2011г.). Ответы, полученные на оба обращения, гласили, что данные обращения «не могут быть донесены до внимания соответствующих белорусских властей в связи с отсутствием их перевода с английского на русский язык».

Спецдокладчик выразила свою обеспокоенность полученной информацией, указывающей на систематическое запугивание и вмешательство в профессиональную деятельность адвокатов. В этой связи она напомнила о необходимости гарантировать право адвокатов свободно представлять своих клиентов и осуществлять свою профессиональную деятельность без страха, запугивания и вмешательства .

20 сентября 2011года Верховный комиссар ООН по правам человека в своем устном докладе по Беларуси, представленном на 18-й сессии Совета ООН по правам человека, обратил внимание на то, что «власти якобы пытались запугать нескольких адвокатов, клиентам которых были предъявлены обвинения в связи с событиями 19 декабря. Многие из них не имели возможности встречаться со своими клиентами наедине; некоторые получили разрешение встретиться в первый раз только через месяц после того, как их клиенты были арестованы. В ходе расследования Министерство юстиции объявило «предупреждение» адвокатам находящихся в заключении кандидатов в президенты от оппозиции. Не менее пяти адвокатов были лишены лицензий в начале 2011 года; некоторые были также исключены из адвокатской коллегии в результате административного давления. УВКПЧ также был проинформирован о том, что, по сообщениям, позднее в течение 2011 года в отношении еще нескольких адвокатов проводилась проверка».

11 ноября 2011 года Комитет ООН против пыток  рассмотрел периодический доклад Беларуси о выполнении Конвенции ООН о запрещении пыток и других видов жестокого и бесчеловечного обращения. Рассмотрениедоклада проходилов рамках 47-й сессии, которая проходила  с 31 октября по 25 ноября  2011 года в Женеве.В последующем Комитет ООН против пыток опубликовал Заключительные замечания в отношении 4-го периодического доклада Республики Беларусь, в которых призвал государство-участника:

«.. — гарантировать полную независимость судебной власти в соответствии с Базовыми принципами о независимости судебной системы (резолюция Генеральной Ассамблеи 40/146 от 20 декабря 1985);

— провести расследование по делам адвокатов, которые представляли задержанных в результате событий 19 декабря 2010 и которые, впоследствии, были лишены лицензий, среди них — Павел Сапелко, Татьяна Агеева, Владимир Толстик, Олег Агеев, Тамара Гараева, Тамара Сидоренко, и, соответственно, восстановить действие из лицензий».

Необходимо отметить, что,  несмотря на все вышеперечисленные действия органов и институтов ООН, с которыми  Беларусь обязана сотрудничать в силу обязательств по Уставу ООН и ратифицированных  ею международных договоров, ни государственными органами, ни коллегиями адвокатов даже не рассматривается вопрос о восстановлении адвокатского статуса в отношении Павла Сапелко, Татьяны Агеевой, Владимира Толстика, Олега Агеева, Тамары Сидоренко. Единственным адвокатом, которому этот статус был возвращен, на сегодняшний день является Тамара Гараева. Но к выполнению рекомендаций ООН это обстоятельство, судя по всему, не имеет отношения…

L. ESHRA