Андрей Сушко: Официальная правовая информация все менее доступна для граждан Беларуси
Насколько успешно наша страна пройдет процедуру по правам человека в рамках ООН? Эксперты Lawtrend выносят свои оценки официальному докладу МИД.
На днях МИД Беларуси подготовил доклад для прохождения процедуры УПО в рамках системы ООН.
УПО — это универсальный периодический обзор информации по правам человека во всех 193 государствах-членах ООН. УПО входит в структуру Совета по правам человека и предоставляет возможность каждой стране информировать о предпринятых ею мерах с целью улучшения положения в области прав человека, а также выполнять свои обязательства в данной сфере. Этот уникальный механизм стремится гарантировать равный подход ко всем государствам во время анализа ситуации в области прав человека.
Прохождение процедуры УПО служит постоянным напоминанием для государств о том, что им необходимо выполнять свои обязательства в сфере прав и свобод человека. Улучшить положение в области прав человека во всех странах и бороться с правонарушениями в любой точке планеты — главная цель УПО.
Насколько успешно пройдет через эту процедуру Беларусь в 2015 году, и что увидят под микроскопом члены ООН?
Юристы Центра правовой трансформации Lawtrend занялись изучением доклада внешнеполитического ведомства Беларуси и в специальной серии публикаций делятся со Службой информации «ЕвроБеларуси» своими выводами о содержании документа, а также сведениями о реальной ситуации с правами человека в нашей стране.
Напомним, свое мнение по поводу данного вчера уже высказала председатель правления Центра правовой трансформации Lawtrend Елена Тонкачева.
Сегодня о праве на образование в сфере прав человека и его подаче в докладе МИД рассказывает эксперт по вопросам доступа к информации, юрист Андрей Сушко:
— Каждая страна должна проходить процедуру УПО раз в пять лет. Беларусь делала это пять лет назад, поэтому должна пройти процедуру снова. Ее смысл в том, что государство готовит свой отчет о состоянии прав человека, а международные независимые организации, НГО — свои отчеты. Документов может быть много. ООН готовит, в свою очередь, свой отчет, который попадает к представителям всех стран, и начинается процедура УПО. Государства-члены ООН на основании полученных материалов задают вопросы проходящей процедуру стране о том, понимает и признает ли она свои проблемы в сфере прав человека. При положительном ответе страна должна отчитаться через пять лет о проделанной работе.
Перед прохождением этой процедуры Беларусью МИД подготовил национальный доклад для ООН о ситуации с правами человека.
В подразделе доклада «G. Право на образование, образование в сфере прав человека» в 100-м пункте беларусский МИД утверждает, что информация по правам человека, в том числе о порядке обращения в государственные органы для защиты своих прав и интересов, доступна на сайтах органов государственного управления. Скажу, что уже более двух лет мы в Lawtrend проводим мониторинг официальных сайтов и констатируем, что информация, которая должна быть размещена на них в соответствии с беларусским законодательством, далеко не полная. Об этом, например, свидетельствуют данные исследования сайтов центральных органов исполнительной власти, которое мы проводили в 2013 году.
А получили мы следующие результаты: в целом, информация о взаимодействии с гражданами в рамках законодательства об обращениях в госорганы — то, о чем пишет МИД, — представлена только на 38%. Полнота представленности непосредственно информации о порядке обращения в государственные органы, о котором пишет МИД, только 26%. То есть, на упомянутых сайтах есть только четверть информации от той, которая должна там находится даже с точки зрения беларусского законодательства.
Один из нормативных актов, принятых в пятилетний период после прохождения Беларусью прошлой процедуры УПО, о котором в докладе МИДа говорится, что он должен «обязывать государственные органы и должностные лица принимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан в случае их обращения и обеспечивать контроль над исполнением этих мер» — Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Однако некоторые права граждан, который обеспечивает этот закон, в ближайшее время буду очень сильно ограничены. Почему? Палата представителей Национального собрания в ближайшее время готова внести изменения в этот закон, после которых граждане и юридические лица не смогут обращаться в государственные органы посредством электронной почты. Это очень важный момент, который бы я хотел подчеркнуть.
Я уже упоминал о 100-м пункте доклада. В 2014 году во время проведения международного сравнительного исследования наличия общественно-значимой информации на официальных сайтах, мы зафиксировали еще одну проблему: официальная правовая информация, то есть тексты нормативных актов, становятся все менее и менее доступными для граждан онлайн. Есть возможность подписки на платные ресурсы и системы, а бесплатный доступ можно получить лишь к немногим документам, но и открытые для бесплатного доступа нормативные акты (по крайней мере, их значительная часть) находятся в не актуальном состоянии, без внесения последних изменений и дополнений.
Мы в прошлом году проводили также и мониторинг 135 сайтов исполкомов Беларуси, и подтвердили выводы, полученные в 2013 году, которые касаются информации о порядке обращений граждан в государственные органы. Эта информация в среднем представлена только на 35% сайтов. При этом большинство исследованных нами ресурсов местных исполнительных органов не обеспечивают возможности отправки официальных обращений для людей с ограничениями по зрению — такая возможность реализована только на 40 из 135 сайтов, участвовавших в мониторинге.
Доклад МИДа содержит общие красивые фразы и стройные абзацы текста, в которых неискушенный человек может увидеть прогресс в развитии нашего молодого, но крепнущего социально-ориентированного государства. Те же люди, кто немного глубже знаком с реальным положением дел, долго могут комментировать и критиковать официальную позицию, отраженную в докладе. Меня, честно говоря, удивляет, что профессиональные и образованные сотрудники нашего внешнеполитического ведомства пишут и, более того, публикуют тексты, в которые, скорее всего, не верят и сами.