Экспертные комиссии по оценке информационной продукции – упорядочение процедуры или цензура?
27 сентября 2014 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 2014 г. № 810, которым утверждены Положение о Республиканской экспертной комиссии по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма, и состав комиссии. Совет Министров также рекомендовал создать подобные комиссии и на областном уровне.
Основными задачами республиканской экспертной комиссии являются:
- проведение экспертизы информационной продукции в целях определения (установления) наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма и подготовка по ее результатам экспертного заключения;
- взаимодействие с государственными органами, осуществляющими противодействие экстремизму;
- разработка и совершенствование критериев экспертной оценки информационной продукции на предмет определения (установления) наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма;
- координация работы, консультирование и оказание методической помощи областным экспертным комиссиям по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма.
Основанием для проведения экспертизы информационной продукции является обращение государственных органов, организаций, общественных объединений, индивидуальных предпринимателей.
Заключение экспертной комиссии может быть обжаловано заинтересованной стороной в судебном порядке.
Члены экспертной комиссии осуществляют выполнение своих обязанностей на общественных началах и встречаются «по мере необходимости»
В Министерстве информации отмечают «Документ принят в целях недопущения распространения на территории Беларуси информационных материалов экстремистского характера, для защиты общественных интересов от деструктивных проявлений в информационном пространстве»
Заместитель министра информации Владимир Матусевич, отвечая на пресс-конференции на вопрос TUT.BY, подчеркнул: «Признавать информационные материалы экстремистскими будет суд. Спецкомиссия по оценке информационной продукции на экстремизм будет давать только экспертное заключение»
Заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец считает, что постановление Совета Министров просто прописывает механизм, который делает более понятной и внятной процедуру. «Хотя это не означает, что данная процедура признания материалов экстремистскими будет более открытой. Но появляется возможность обжаловать решение экспертной комиссии. Во всяком случае, ситуация становится более урегулированной, и не думаю, что это направлено на ужесточение ситуации. Скорее на закрытие правовых дыр», — сообщил он в интервью zautra.by
С этим можно было бы согласиться, если бы деятельность комиссии ограничивалась разработкой критериев, консультированием, организацией методической помощи, участием в судебной экспертизе и пр.
Проблема, однако, заключается в неопределённости статуса решений комиссии по обращениям «государственных органов, организаций, общественных объединений, индивидуальных предпринимателей».
Предположим, «индивидуальный предприниматель» обратился в комиссию с просьбой об экспертизе издания (бумажного или электронного) на наличие признаков экстремизма. Комиссия выдала ему заключение о наличии таких признаков в тексте. И что дальше? Обращение «индивидуального предпринимателя» в суд на основе заключения? Но ведь он мог сделать это и без экспертной комиссии — для решения подобных проблем существует институт судебной экспертизы. Или, в случае несогласия с заключением об отсутствии таких признаков, предприниматель обжалует его в суде? Но, опять же, что мешает ему обратиться в суд, минуя комиссию? Смысл работы комиссии в этой ситуации мало понятен.
А в случае обращения государственных органов — станет ли заключение комиссии основанием для принятия соответствующих мер госорганов во внесудебном порядке? Если да, то теоретически комиссия могла бы стать органом цензуры и «разгрузить» суды, сократив количество процессов.
«Судя по тому, что в постановлении говорится о возможности обжаловать решение в судебном порядке, — отмечает эксперт Центра правовой трансформации Алексей Козлюк, — можно предположить, что решения комиссий станут основанием для принятия административных мер». Другими словами, комиссии могут стать органами предварительной цензуры.
Однако А. Бастунец считает, что создание комиссии — это косвенное признание правительством того, что проведение экспертиз по подобным делам осуществляется по не совсем внятным критериям. В рамках работы комиссии будут предприняты попытки «их прописать». Но не должны ли эти критерии быть зафиксированы в законе?