Ситуация со свободой ассоциаций и организациями гражданского общества Республики Беларусь: обзор за апрель 2023 г.

В апреле 2023 года в Беларуси репрессии в отношении беларусских граждан, в том числе руководителей и членов организаций гражданского общества продолжаются. Кампания по «зачистке» организаций гражданского общества в Беларуси не останавливается. Постоянно фиксируются факты принятия решений о принудительной ликвидации общественных объединений и подачи новых исков о ликвидации в суды. На конец апреля 2023 года не менее 824 некоммерческих организаций находятся в процессе принудительной ликвидации, включая поданные исковые заявления о принудительной ликвидации в суд, либо принудительно исключены из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). Количество организаций, принявших решение о самостоятельной ликвидации, составляет на конец апреля не менее 459 организаций. Таким образом, потери в общественном секторе Беларуси, начиная с пост выборного периода 2020 года, составляют уже не менее 1283 институционализированных форм некоммерческих организаций (общественных объединений, профессиональных союзов, фондов, негосударственных учреждений и ассоциаций). Продолжается преследование граждан за финансирование якобы экстремистских формирований. По результатам рассмотрения в апелляционной инстанции дела правозащитников ПЦ «Весна» Алеся Беляцкого, Валентина Стефановича, Владимира Лабковича их приговоры остались неизменными.

По состоянию на 30 апреля 2023 года в Беларуси 1499 человек признаны политическими заключенными и находятся в местах лишения свободы.  

Принудительная ликвидация некоммерческих организаций[1]

Начавшаяся в предыдущий мониторинговый период практика небольшого снижения количества подаваемых исков о принудительной ликвидации общественных объединений и фондов так и не получила своего развития.

По состоянию на 30 апреля 2023 года согласно мониторингу, который ведется Lawtrend, зафиксировано 824 некоммерческих организаций, которые  находятся в процессе принудительной ликвидации, включая поданные регистрирующими органами в суд исковые заявления о ликвидации, либо принудительно исключены из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). В период мониторинга как принимались судебные решения о принудительной ликвидации общественных объединений, так и подавались новые иски об их принудительной ликвидации, также главным управлением юстиции Минского облисполкома подано несколько исков о принудительной ликвидации фондов. В рассматриваемый период большинство исков о ликвидации поданы на региональном уровне (в основном –главное управление юстиции Гродненского облисполкома, также главное управление юстиции Витебского облисполкома). Зафиксированы также факты подачи исковых заявлений о принудительной ликвидации Министерством юстиции.  При этом в соответствии с изменениями, внесенными в закон об общественных объединениях, рассмотрение исков о принудительной ликвидации республиканских и международных общественных объединений изъято из компетенции Верховного суда, как первой инстанции, и передано в компетенцию областных и Минского городского судов.

Принятие решения некоммерческими организациями о самоликвидации

Не останавливается процесс принятия решений некоммерческими организациями о самостоятельной ликвидации. По состоянию на 30 апреля 2023 года, согласно мониторингу, который ведет Lawtrend зафиксированы  459 некоммерческих организаций (общественные объединения, фонды и учреждения), в отношении которых уполномоченный уставом орган или учредители приняли решение о ликвидации (в предыдущий период – 440).

Как и ранее, решение о самоликвидации принимается прежде всего из-за давления на членов, сотрудников НКО, неблагоприятной правовой среды, общей общественно-политической ситуации в стране, а также зачастую под давлением властей на НКО о принятии соответствующего решения.

Таким образом, анализ общей статистики принудительно ликвидированных (ликвидируемых) НКО и НКО, принявших решение о самостоятельной ликвидации, показывает, что, начиная с сентября 2020 года на конец апреля 2023 года, в Беларуси стало меньше (либо в ближайшее время в результате судебных рассмотрений станет) как минимум на 1283 некоммерческих организаций (общественных объединений, включая профессиональные союзы, фондов, учреждений, ассоциаций).

Иное давление на организации гражданского общества и активистов.

В связи с выполнением своей профессиональной деятельности в СИЗО продолжают находиться правозащитники: председатель ПЦ «Весна», Нобелевский лауреат Алесь Беляцкий, член Совета ПЦ «Весна», вице-президент Международной федерации за права человека (FIDH) Валентин Стефанович, юрист, координатор кампании «Правозащитники за свободные выборы» Владимир Лабкович., правозащитница Наста Лойко.

21 апреля 2023 г. состоялось рассмотрение апелляционного протеста прокурора на решение суда по делу «Весны». Приговоры правозащитникам: Алесь Беляцкий  — 10 лет колонии в условиях усиленного режима, Валентин Стефанович — 9  лет колонии в условиях усиленного режима, Владимир Лабкович — 7 лет колонии в условиях усиленного режима оставлены без изменения.

Тюремный срок отбывают председатель Гомельского отделения Правозащитного центра «Весна» Леонид Судаленко (внесен в список причастных к экстремистской деятельности, приговорен к 3 годам лишения свободы в колонии в условиях общего режима), координаторка Волонтерской службы Весны Марфа Рабкова (приговорена к 14 годам и 9 месяцам лишения свободы в колонии в условиях общего режима, внесена в перечень лиц, причастных к террористической деятельности), волонтер Весны Андрей Чепюк (приговорен к 5 годам и 9 месяцам лишения свободы в колонии в условиях усиленного режима, внесен в перечень лиц, причастных к террористической деятельности).

7 апреля был задержан правозащитник Виктор Сазонов (ранее являвшийся подозреваемым по делу ПЦ «Весна», обвинения сняты). После отбытия в изоляторе трех суток, его осудили по ст. 19.11 Кодекса об административных правонарушениях (распространение экстремистских материалов) к 25 базовым величинам штрафа и отпустили.

В местах лишения свободы удерживаются и другие представители организаций гражданского общества, например, члены Координационного совета Максим Знак (внесен в перечень причастных к террористической деятельности, приговорен к 10 годам лишения свободы), Мария Колесникова (внесена в перечень причастных к террористической деятельности, приговорена к 11 годам лишения свободы), член Союза поляков Андрей Почобут (внесен в перечень причастных к террористической деятельности, приговорен к 8 годам лишения свободы), деятель культуры, основатель Symbal.bу Павел Белоус, гродненский активист, возглавлявший учреждение «Центр городской жизни» Павел Можейко, представитель инициативы «Зеленый дозор» Павел Ноздря (внесен в список причастных к экстремистской деятельности, приговорен к 2 годам лишения свободы), бывший руководитель Общественного объединения «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Виктор Фенчук (внесен в список причастных к экстремистской деятельности, приговорен к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы), общественный деятель, основатель «Летучего университета» Владимир Мацкевич (внесен в список причастных к экстремистской деятельности, приговорен к 5 годам лишения свободы, экспертка аналитической группы Агентства гуманитарных технологий, координаторка «Летучего университета», старшая аналитик Центра европейской трансформации Татьяна Водолажская (внесена в список причастных к экстремистской деятельности, приговорена к 2 годам и 6 месяцам ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа («химия»), участница Совета и соучредительница школы молодых менеджеров публичного администрирования Sympa, экспертка исследовательского проекта bipart Татьяна Кузина (приговорена к 10 годам лишения свободы), основательница и редакторка сайта экспертного сообщества «Наше мнение», руководительница группы экспертов по мониторингу «Беларусь в фокусе» Валерия Костюгова (приговорена к 10 годам лишения свободы).

Заместителю директора Минского велосипедного общества Максим Пучинский (внесен в список лиц, причастных к экстремистской деятельности) ограничена свобода без направления в исправительное учреждение открытого типа («домашняя химия»).

6 апреля суд Московского района г. Минска рассмотрел уголовное дело сопредседателя объединения «Говори правду» и бывшего кандидата в президенты Андрея Дмитриева. Дмитриева приговорили к 1,5 годам колонии по ч. 1 ст. 342 Уголовного кодекса (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них.

Из-под домашнего ареста освобождена глава беларусского Союза поляков Анжелика Борис, задержанная 23 марта 2021 года по обвинению в разжигании вражды и реабилитации нацизма группой лиц, которая больше года провела в СИЗО, а потом переведена под домашний арест. Уголовное дело против нее прекращено «в связи с отсутствием состава преступления».

Из мест лишения свободы под поручительство освобождены директор ликвидированного Фонда «Вяртанне» Сергей Макаревич, бывший заместитель председателя Общественного объединения «Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры» Юрий Мелешкевич. Мелешкевич и Макаревич (а также финансовый директор усадьбы Дмитрий Коробач) проходят по делу усадьбы «Подороск» («Маёнтка Падароск») – инициативы по обновлению старой усадьбы под Волковыском (Гродненская обл.) Известно, что по данному делу выставлено обвинение по ч. 2 ст. 243 Уголовного кодекса в неуплате в крупном размере (400 тыс. рублей) налогов и страховых взносов с зарплат сотрудников.

По данным Беларусского независимого профсоюза на сегодняшний момент в беларуских тюрьмах находятся почти четыре десятка профсоюзных активистов и лидеров демократических профсоюзов. Так, в местах лишения свободы удерживаются лидеры и активисты беларусских независимых профсоюзов: председатель Белорусского конгресса демократических профсюзов Александр Ярошук (приговорен к 4 голам лишения свободы, внесен в перечень причастных к экстремистской деятельности), его заместитель Сергей Антусевич (приговорен к двум годам лишения свободы, внесен в перечень причастных к экстремистской деятельности) и бухгалтерка Ирина Бут-Гусаим (приговорена к 1,5 годам лишения свободы, внесена в перечень причастных к экстремистской деятельности), председатель первичной организации Белорусского независимого профсоюза работников ОАО «Гродно Азот» Андрей Ханевич (внесен в список причастных к экстремистской деятельности, приговорен к пяти годам лишения свободы), председатель Независимого профсоюза на «Беларуськалии» Александр Мишук (включен в список причастных к террористической деятельности, включен в перечень причастных к экстремистской деятельности, приговорен к двум годам шести месяцам лишения свободы), активистка Свободного профсоюза металлистов Янина Малаш (включена в перечень причастных к экстремистской деятельности, приговорена к полутора годам лишения свободы), руководитель Независимого профсоюза работников радиоэлектронной промышленности — РЭП Геннадий Федынич (приговорен к 9 годам лишения свободы в условиях усиленного режима), лидер Оршанского независимого профсоюза РЭП, исполняющего обязанности председателя профсоюза РЭП Василий Береснев (приговорен к 9 годам лишения свободы в условиях усиленного режима), активист профсоюза РЭП Вацлав Орешко (приговорен к 8 годам лишения свободы),  председатель первичной профсоюзной организации Свободного профсоюза металлистов на МАЗе Артем Жернак (включен в список причастных к террористической деятельности, приговорен к четырем годам лишения свободы). Секретарь ликвидированного властями Свободного профсоюза металлистов Михаилу Громову приговорен к наказанию в виде ограничения свободы без направления в учреждение открытого типа сроком на два года и шесть месяцев («домашняя химия»).  Руководитель первичной организацией Свободного профсоюза металлистов Виталий Чичмарев приговорен к 3 годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа («домашняя химия») по ч. 1 ст. 342УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них), внесен в перечень причастных к экстремисткой деятельности.

3 апреля апелляционный суд принял решение оставить приговор Василию Бересневу, Геннадию Федыничу и Вацлаву Орешко без изменений.

22 апреля в связи с полным отбытием срока – 1 год колонии на свободу вышла бывшая заместительница председателя Объединенной гражданской партии Антонина Ковалева. Антонина Ковалева была задержана 27 июля 2022 года вместе с председателем партии Николаем Козловым (приговорен к 2,5 годам колонии) и руководительницей Минской городской организации Оксаной Алексеевой (приговорена к полутора годам колонии).

Не останавливается практика признания информационных продуктов «экстремистскими материалами», расширения перечней граждан, организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, причастных к экстремистской деятельности, возбуждение уголовных дел за создание «экстремистских формирований» и участие в них.

Продолжается преследование граждан за якобы финансирование экстремистской деятельности — пожертвования (донаты) экстремистским формированиям. Так, по данному обвинению задержан заместитель директора часового завода «Луч» Алексей Солоненко. В Минском городском суде состоялся суд по ст. 3612 (финансирование экстремистской деятельности) над Дмитрием Селедцовым.

Нормотворчество.  

В связи с внесенными в Закона Республики Беларусь изменениями, внесены изменения и дополнения в ряд нормативных актов, затрагивающих деятельность общественных объединений и политических партий. В частности, срок предоставления в регистрирующий орган и публикации отчетов общественными объединениями изменен: общественные объединения теперь обязаны публично отчитываться не до 1 марта года, следующего за отчетным, а до 31 марта.

Характерно, что в соответствии с указом президента Республики Беларусь «О плане подготовки проектов законодательных актов на 2023 год», в феврале президенту должен был быть внесен указ, корректирующий нормы указа президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». Однако до настоящего времени никакой публичной информации о деятельности по изменению данного указа не размещалось.


[1] В мониторинге фиксируется только случаи принудительной ликвидации и самоликвидации негосударственных НКО, ргосударственные учреждения, республиканские государственно-общественные организации в количественных показателях не учитываются. Также не учитываются религиозные организации, потребительские кооперативы, и другие организационно-правовые формы НКО помимо общественных объединений, фондов, частных учреждений и ассоциаций.