Ольга Смолянко: Новый декрет об иностранной безвозмездной помощи не улучшит положение НКО

4 марта вступает в силу декрет № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи», который, по мнению директора Lawtrend, не снимает старых проблем в отношении получения и регистрации этой помощи.

Декрет президента от 31 августа 2015 года №5 «Об иностранной безвозмездной помощи» устанавливает новый порядок регистрации иностранной безвозмездной помощи и ее использования.

Что меняется в этой сфере для некоммерческих организаций и меняется ли? На этот вопрос Службе информации «ЕвроБеларуси» отвечает директор Центра правовой трансформации Lawtrend Ольга Смолянко.

«Вступление в силу этого законодательства крайне важно для некоммерческих организаций и их целевых групп, то есть непосредственных получателей этой помощи. Ведь некоммерческие организации являются непосредственными провайдерами услуг в социальной, экологической, образовательной, культурной и иных важных для общества сферах, а также получателями грузов, которые они распределяют между нуждающимися, — отмечает Ольга Смолянка. — Многие из некоммерческих организаций реализуют проекты в данных сферах именно за счет иностранной безвозмездной помощи».

Эксперт подчеркивает, что некоммерческие организации «очень ждали изменения законодательства об иностранной безвозмездной помощи, так как с 2001 года получение такой помощи крайне затруднено, в том числе из-за действующей системы регистрации помощи, узкого перечня целей получения помощи и так далее». «Но анализ положений декрета позволяет делать выводы о том, что новое законодательство упрощает возможность получения помощи государственными структурами и прогосударственными организациями, которые сейчас активно создаются, но никак не упрощают этот процесс для других некоммерческих организаций», — считает Ольга Смолянко.

По ее словам, хоть декрет и вступает в силу с 4 марта, фактически Департамент по гуманитарной дейтельности Управления делами президента стал им руководствоваться еще с декабря 2015 года. «И практика показала, что и в новом законодательстве существует много пробелов и сложностей. Например, декрет устанавливает, что для освобождения безвозмездной помощи от налогов необходимо получить заключение компетентного государственного органа, которое должно выдаваться им в течение 5 рабочих дней. Вместе с тем, практика показывает, что компетентные государственные органы оказались не готовы к выдаче этих заключений в такие сроки, более того, оказались не готовы брать на себя ответственность и ходатайствовать об освобождении помощи от налогов. В итоге получается замкнутый круг: государственные органы заключение не выдают, департамент документы без заключения не принимает и не регистрирует помощь, а без регистрации помощь не может быть использована. В таких условиях некоммерческим организациям крайне сложно осуществлять свою деятельность, а общество теряет ту выгоду и пользу, которые некоммерческие организации могут ему принести, реализуя свои проекты», — отмечает директор Центра правовой трансформации.

Для государственных структур, замечает Ольга Смолянко, существуют иные механизмы регистрации помощи. Декрет выделяет такое понятие, например, как гуманитарные программы, а эти гуманитарные программы могут осуществляться либо непосредственно государственными структурами, либо совместно с государственными структурами.

«Департамент при разработке законопроекта сделал вроде бы прогрессивный шаг: объявил сбор предложений общественности, направленных на улучшение законодательства об иностранной безвозмездной помощи. Тогда НКО направили как коллективные, так и индивидуальные предложения, но они практически не были использованы, как мы видим из принятого декрета. Да, были взяли определенные технические моменты, надо отдать должное, но сама система регистрации иностранной безвозмездной помощи абсолютно не изменилась, в том числе появилось вот это новшество с получением заключений. Никакого упрощения не произошло, наоборот, стало сложнее. Новое законодательство вроде бы должно было удалить пробелы и снять вопросы, которые возникали, но, к сожалению, вопросов появилось еще больше», — резюмирует Ольга Смолянко.

Источник: EuroBelarus