Елена Тонкачева: Поощрять беларусские власти стоит только после выполнения 12 требований Евросоюза

Причем к этим требованиям добавляется первоочередное — освобождение политзаключенных, подчеркивает глава Центра правовой трансформации Lawtrend.

Напомним, 31 июля Евросоюз исключил из черного списка 26 беларусских чиновников и 4 компании. Совет Европейского Союза посчитал, как говорится в официальном комментарии, что для этих лиц нахождение в ограничительном списке более не имеет оснований. Вместе с тем, как заверили в Представительстве Евросоюза, «это решение не свидетельствует о каком бы то ни было изменении в политике ЕС относительно Беларуси, изложенной в Выводах Совета от 15 октября 2012 года: ЕС придерживается политики критического взаимодействия с Беларусью, призванной содействовать соблюдению в Беларуси прав человека, верховенства права и демократических принципов».

Глава Центра правовой трансформации Lawtrend Елена Тонкачева в интервью Службе информации «ЕвроБеларуси» отмечает, что «отказ от списка невъездных был одним из требований официального Минска относительно «нормализации» отношений с Европейским Союзом». Но, подчеркивает Елена Тонкачева, на сегодняшний день это сокращение списка выглядит, в первую очередь, нелогичным: «Ведь до настоящего времени объем требований Европейского Союза по отношению к официальному Минску каковым был, таковым и остался. Сегодня в тюрьмах Беларуси остаются политзаключенные — этого обстоятельства уже достаточно для того, чтобы не нарушать объемы требований ЕС».

Elena_6Елена Тонкачева считает, что «этот список действительно должен подлежать значительному сокращению, но только после того, как заключенные были бы освобождены». «До освобождения политзаключенных этот шаг ЕС, скорее, вводит в заблуждение и вносит некоторую сумятицу в сложившуюся систему отношений, потому что до настоящего момента официальный Минск не продемонстрировал ни одного реального действия со своей стороны, направленного на действительное стремление к изменению ситуации в кризисных точках вопросов прав человека и демократии», — сказала глава Lawtrend.

За исключением проблемы политзаключенных, ставшей сверхактуальной в последние 5 лет, вопросы к беларусскому руководству остаются все те же: «отмена смертной казни — здесь нет позитивной динамики вообще, разговоры вокруг введения поста уполномоченного по правам человека даже без намека на позитивную дискуссию, исходя из тех публичных высказываний, которые были сделаны за последние несколько лет по этому поводу официальными лицами».

«Если мы действительно считаем, что возвращается возможность для вступления в диалог с властями по по вопросам прав человека, то последовательная позиция Евросоюза, на мой взгляд, должна заключаться в нескольких принципиальных позициях, — говорит Елена Тонкачева. — Одна из таких позиций — это включение беларусских правозащитников в диалог, причем правозащитники должны стать существенной и обязательной частью диалога. То, что мы видим сейчас, — это короткие, я бы сказала, ширмовые консультации по этому вопросу. Фактически, возобновление диалога — это вопрос, который был решен ЕС без достаточных консультаций и включенности беларусских гражданских организаций. Правозащитники буквально за несколько дней узнали о проведении официального мероприятия по этому поводу и никоим образом не имели возможности участвовать, например, в параллельном мероприятии, которое могло бы быть организовано Брюсселем, если еврочиновники не имели возможности сделать встречу трехсторонней».

Елена Тонкачева также видит необходимым возвращение к 12 требованиям Евросоюза, к повестке, актуальной в 2009 году: «Но и сегодня (с добавлением дополнительных кризисных зон), эта повестка, фактически, остается актуальной. Следует возвращаться к ней в полном объеме, а не сокращать повестку. Пошагово, на мой взгляд, это должно выглядеть так: 1) освобождение политзаключенных; 2) формирование диалогового пространства при обязательном участии гражданского общества, в первую очередь, правозащитных организаций; 3) возвращение к повестке 12 требований ЕС; 4) фактический мониторинг текущего состояния дел по всем пунктам повестки; 5) точный и четкий мониторинг фактических изменений — без формальных пустых встреч, которые, к сожалению, по возвращении представителей официального Минска не заканчиваются ровным счетом ничем, что касается реального изменения ситуации в сфере прав человека».

Елена Тонкачева уверена, что политика поощрительных бонусов для беларусских властей, поощрение авансами «не имеет ничего общего с целями, заявленными как фундаментальные в ЕС, она заведома проигрышна, тем более, были прецеденты, жаль, что мы снова движемся по этому кругу».

EuroBelarus