Дэниз Язичи: Доступ к информации более важен, чем желание ее засекретить

Доступ к информации – фундаментальное право человека. Однако в последние годы наметилась тенденция приоритета ее засекречивания, связанная, в том числе, с угрозами терроризма.

17 декабря при содействии Центра правовой трансформации (Lawtrend) и Летучего университета состоялась публичная лекция эксперта Офиса представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации Дэниз Язичи «Доступ к информации и приватность в цифровую эпоху: почему это важно?».

Доступ к информации является одним из фундаментальных прав человека, отметила Язичи, и существуют множество договоров и соглашений, которые принимаются международными организациями, чтобы популяризировать его. Также доступ к информации является частью административного права, связанного с противодействием коррупции, защитой окружающей среды. Свобода информации также очень актуальна для средств массовой информации, причем здесь нужно иметь в виду не только традиционную журналистику, но и активность в блогах, в целом в интернете.

Особенно важен доступ к информации, которую предоставляют государственные органы. «Без доступа к этой информации средства массовой информации ограничены в своей возможности получать достоверную информацию и делиться ею с гражданами», — отметила эксперт.

Кстати, первый в мире акт о свободе прессы появился в 1766 году в Швеции и Финляндии. Однако активность гражданского общества по обеспечению доступа к информации началась значительно позже, примерно в 80-х годах 20-го столетия.

В то же время, с 2012 года началась обратная тенденция ограничения права на доступ с информацией, что было обусловлено возросшими угрозами терроризма. «Даже если есть хорошие законы, касающиеся доступа к информации, все равно стало возникать больше вопросов по практике его применения, а также содержания его статей. Это указывает, что необходимо постоянное внимание и действие гражданского общества и средств массовой информации, чтобы защитить этот основной демократический инструмент«, — подчеркнула Язичи.

Доступ к информации и свобода слова, отметила эксперт, являются двумя сторонами одной медали. «Информация нужна одним, чтобы высказать свою мысль, другим нужен доступ к ней, чтобы она имела хоть какой-то эффект в обществе. Самый простой способ ограничить свободу слова, ограничить доступ к информации», — сказала она.

Отдельную важность в цифровую эпоху приобрел доступ к публичной информации, которую чиновники часто стараются скрыть. «Но действия чиновников оплачивается из наших налогов, поэтому мы имеем право получать от них информацию. Прозрачность в этой сфере нужна и для того, чтобы обеспечить подотчетность государственных органов, прозрачность их действий. Здесь особенно важна роль СМИ, так как они информируют граждан о том, что происходит в госорганах«, — отметила Язичи.

«Прозрачность в деятельности государственных органов важна для гражданского общества, так как, имея информацию, они будут больше участвовать в общественной жизни, — сказала она. – С другой стороны, прозрачность госорганов также обеспечит большую эффективность их деятельности. Если государственные органы постоянно отвечают на запросы граждан, они лучше выполняют свою деятельность и взаимодействие с гражданами».

ОБСЕ имеет ряд рекомендаций, касающихся доступа к информации.

Во-первых, организация поощряет принятие закона, который обязывает государственные органы отвечать на запросы граждан. Также важно, чтобы чиновники быстро реагировали на эти запросы. А пути получения информации гражданами должны быть простыми, дешевым или вообще бесплатными. Конечно, определенная информация не будет раскрыта, но должны присутствовать временные ограничения на предоставление такой секретной информации.

Во-вторых, ОБСЕ поощряет госорганы публиковать как можно больше информации заранее и публично. Также поддерживается использование технологий, чтобы упростить доступ граждан к информации. Среди хороших практик можно упомянуть и возможность применения санкций к госорганам, если они не предоставляют гражданам информацию.

Существует два основных подхода к предоставлению госорганами доступа гражданам к информации.

Предварительный подход предусматривает со стороны госорганов публикацию информации о своей деятельности: бюджете, других документах, с которыми они работают. Подход постфактум связан с правом гражданина получить ответ на свой запрос в госорганы.

Конечно, право доступа к информации не гарантируется абсолютно, есть исключения. «Например, если идет рассмотрение уголовного дела в суде, информация не будет предоставляться, чтобы не повлиять на его ход. Но чтобы оправдать случаи, когда информация не предоставляется, нужно доказать, что этот интерес будет ущемлен. Правила, какая информация является секретной, должны быть четко определены», — подчеркнула Язичи.

Например, сообщила она, в Литве и Македонии есть конкретный список, что может относиться к подобной секретной информации. А есть не очень хороший пример  Австрии, где под такой информацией значится «национальна безопасность», а это очень широкое понятие.

Также, отметила эксперт, должен быть определен лимит по времени, после которого информация перестает являться секретной. В  Литве и Македонии такой срок составляет 10 лет, в Канаде же это время  почти не ограничено, в Венгрии – это 90 лет.

«Важная вещь: если документ имеет часть секретной информации, она не должна относиться ко всему документу. И если механизм хорошо функционирует, доступ к информации должен быть более важным, чем секретность», — резюмировала Язичи.

Если право доступа к информации является одним из фундаментальных, то подобным является и право на приватность.

Восприятие понятия индивидуального  и общественного отличается как в разных странах, так и самими людьми. Одни говорят, что общественные права важнее индивидуальных, другие думают наоборот.

Законное право уважения к частной жизни закреплено в законах большинства стран. При этом, отметила Язичи, во время цифровых технологий право на приватность касается всех этапов сбора  и распространения информации. Так, были разработаны определенные принципы сбора информации, касающиеся частных прав.

Так, данные должны быть собраны законным путем, а тот, в отношении кого они собираются, должен знать это. Принцип качества данных предусматривает сбор данных по той теме,  по которой был запрос. Персональные данные не должны предоставляться третьим лицам и использоваться незаконно.

«И последний принцип — принцип ответственности. Он означает, что оператор данных должен нести ответственность за соблюдение ранее названных принципов», — подчеркнула эксперт.

EuroBelarus