Истребование документов у НКО со стороны регистрирующих органов и органов внутренних дел

Задумывались ли вы насколько в настоящее время у разных государственных органов широкие полномочия по истребованию информации, документов и т.п. с некоммерческих организаций?

С первого взгляда все выглядит очень даже позитивно. Например, ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» говорит, что вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В Беларуси действует Указ Президента от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», который достаточно подробно регламентирует порядок проведения проверок, в том числе на основании каких документов проводятся проверки, что должно быть указано в предписании на проведение проверки, ход проверки, ее оформление, обжалование результатов и т.п. Этот же указ устанавливает, что контролирующий орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в перечень контролирующих органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной деятельности.

В тоже время существует много случаев, когда, несмотря на то, что государственного органа нет в перечне контролирующих органов, этот орган наделен правом запрашивать информацию у общественного объединения. Например, сейчас регистрирующий орган запрашивает документы, касающиеся их деятельности, у политических партий, органы внутренних дел запрашивают документы у других некоммерческих организаций, касающиеся получения последними финансирования. Однако, ни регистрирующих органов, ни органов внутренних дел нет в перечне контролирующих органов. Они осуществляют запрос документов на основании других нормативных актов.

Регистрирующие органы осуществляют контроль за деятельностью общественных объединений, политических партий на основании специальных законов о юридических лицах данной организационно-правовой формы. Так, ст. 24 Закона «Об общественных объединениях» определяет, что контроль за соответствием деятельности общественных объединений, их союзов Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам осуществляют соответствующие регистрирующие органы. Регистрирующие органы имеют право, в том числе, запрашивать и получать информацию по вопросам уставной деятельности общественных объединений, их организационных структур, союзов, знакомиться с их документами и решениями. Аналогичная статья (ст. 27) содержится и в Законе «О политических партиях».

Соответственно, если в политическую партию или общественное объединение приходит запрос регистрирующего органа о предоставлении документов, то эти документы необходимо в регистрирующий орган предоставить. В тоже время закон четко говорит, что регистрирующий орган вправе запрашивать документы и информацию в пределах своих полномочий. Таким образом, регистрирующим органам можно отказать в предоставлении финансовых документов на основании того, что запрос таких документов не входит в компетенцию регистрирующего органа. Можно также попытаться оспорить истребование полного списка членов общественного объединения (но не предоставления информации о порядке ведения учета членов) в связи с тем, что запрос о предоставлении списка членов является вмешательством в деятельность общественного объединения. В случае, если сотрудники регистрирующего органа назначают проверку в общественном объединении, рекомендуем потребовать обозначения круга вопросов, по которым будет производиться проверка.

Что касается органов внутренних дел, то тут все сложней. Основания для проведения проверок сотрудниками органов внутренних дел могут быть весьма различные.  Сотрудники ОВД могут действовать в рамках возбужденного уголовного дела либо выполняя отдельные поручения следователя (например, в рамках осуществления дознания, оперативно-розыскной деятельности). Они также могут проводить проверку на основании различных материалов, поступивших в орган внутренних дел, до возбуждения уголовного дела (например, заявлений граждан).

Ст. 24 Закона «Об органах внутренних дел»  предоставляет ОВД, в том числе, право требовать и получать от организаций и граждан необходимые сведения и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности, назначать проведение инвентаризаций и проверок, истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы, образцы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей с возмещением в установленном порядке причиненного вреда.

Проблемой при проведении проверок органами внутренних дел, также, как и регистрирующими органами, является отсутствие регламентации порядка проведения этих проверок. Так как данные органы не входят в круг проверяющих субъектов в рамках Указа № 510, то и порядок проведения проверок, регламентированный этим указом на них не распространяется. Соответственно, полномочия по проведению проверки и/или истребованию информации у них достаточно широки.

В тоже время, если органы внутренних дел истребуют у НКО информацию, то запрос о предоставлении такой информации должен быть обоснованным. Так, например, НКО могут столкнуться (и в последнее время есть подобные примеры) с запросом о предоставлении информации в рамках ст. 173 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. Данная статья говорит о том, что до возбуждения уголовного дела могут быть, в том числе, получены объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребованы дополнительные документы, назначена проверка финансово-хозяйственной деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами (проведена так называемая доследственная проверка).

Порядок изъятия (истребования) документов, касающихся производственной и финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и (или) их копий органами внутренних дел по материалам, разрешаемым в порядке, предусмотренном статьями 173 и 174 УПК, а также по делам об административных правонарушениях подробно изложен в Инструкции о порядке изъятия (истребования) документов, касающихся производственной и финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и (или) их копий органами внутренних дел, утв. Постановлением внутренних дел Республики Беларусь от 16 апреля 2004 г. № 88.

Инструкция устанавливает, что в целях получения необходимых сведений, установления обстоятельств дела, разрешения вопросов, возникающих в ходе производства по материалам и делам, копии документов юридических лиц могут быть истребованы на основании мотивированного запроса органа внутренних дел.

Запрос оформляется на официальном бланке органа внутренних дел и подписывается Министром внутренних дел Республики Беларусь или его заместителями, начальниками главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Республики Беларусь или их заместителями, начальниками территориальных органов внутренних дел или их заместителями. Подпись руководителя, подписавшего запрос, удостоверяется печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь.

В запросе указываются документы, копии которых необходимо представить, и срок их представления (в пределах трех дней исходя из объема истребуемых копий документов с учетом времени, необходимого для их изготовления).

Таким образом, запрос органов внутренних дел, в т.ч. и ОБЭП, и УВД, должен быть мотивирован и обоснован (например, проводимой проверкой в рамках поступившего заявления, либо в рамках возбужденного дела и т.п.). До предоставления информации, если в запросе о необходимости предоставления информации не указаны мотивировка, основание запроса, рекомендуем требовать предоставление такой информации. Если в запросе не указан перечень запрашиваемых документов и сроки их предоставления, можно исходить из необходимости предоставления наименьшего количества документов в удобные для НКО сроки.

Необходимо также иметь в виду, что действия сотрудников органов внутренних дел в отношении нарушения уголовно-процессуального законодательства могут быть обжалованы, в том числе в прокуратуру.