Ситуация со свободой ассоциаций и организациями гражданского общества Республики Беларусь: обзор за февраль 2022 г.

В феврале 2022 года количество принудительно ликвидированных некоммерческих организаций достигло отметки 366 организаций, а количество некоммерческих организаций, принявших решение о самостоятельной ликвидации — 223. Продолжаются репрессии (обыски, задержание, увольнения, иные формы давления) в отношении общественных активистов, которые получили особое развитие накануне и, особенно, в основной день голосования на референдуме 27 февраля. Продолжается давление на организации гражданского общества: возбуждение новых уголовных дел, административное преследование, обыски. Помимо преследования общественных объединений, фондов, учреждений началось преследование профсоюзов. Произошли обыски и задержания лидеров Свободного профсоюза металлистов.  

По состоянию на 28 февраля 2022 года в Беларуси 1077 человек признаны политическими заключенными и находятся в местах лишения свободы. 

Принудительная ликвидация некоммерческих организаций[1]

По состоянию на 28 февраля 2022 года согласно мониторингу, который ведется Lawtrend совместно с ОЕЕС, 366 некоммерческих организаций в Беларуси находятся в процессе принудительной ликвидации, включая судебные процессы, либо принудительно исключены из Единого государственного регистра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. 

В период мониторинга поданы исковые заявления о принудительной ликвидации, например, в отношении Молодежного общественного объединения «Международная ассоциация «Экология детства», Общественного объединения «Фонд поддержки молодежного жилищного строительства», Общественного объедиенения «Общество польской культуры на Лидчине», Общественного объединения «Молодежная ассоциация незрячих студентов», Общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны»,  Местного благотворительного социального фонда «Искренность», Общественного объединения «Радислава», Общественного объединения «Республиканская молодёжная ассоциация Юнибел»и др.

24 февраля Могилевский областной суд принял решение о ликвидации последней беларусской правозащитной организации, которая оставалась в зарегистрированном статусе – Общественного объединения «Могилевский правозащитный центр». 

Распространенным основанием для ликвидации общественных объединений, как и раньше является то, что объединение либо его руководство, члены осуществляют экстремистскую деятельность. Так, в исковом заявлении о ликвидации Общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» указано, чт о данная организация под видом волонтерства по спасению птиц на территории Республики Беларусь осуществляет деятельность, направленную на дестабилизацию общественно-политической ситуации в стране.

В феврале возобновилась практика принудительной ликвидации учреждений по упрощенной системе. При такой системе решение о ликвидации принимается регистрирующим органом без решения суда. В этот период принудительно ликвидированы Частное информационно-практическое учреждение «Центр психологических инициатив», Культурно-спортивное учреждение «Корпорация спорта», Социально-информационное учреждение по поддержке проектов в сфере гендерного равенства «АУТЛАУД» (инициатива Makeout), Социально-творческое учреждение развития белорусской музыки и искусства «ЭтноТрадиция», Просветительское учреждение «Центр визовой фасилитации и мобильности». 

Принятие решения некоммерческими организациями о самоликвидации

По состоянию на 28 февраля 2022 года количество некоммерческих организаций (общественных объединений, фондов и учреждений), в отношении которых уполномоченный уставом орган или учредители приняли решение о ликвидации, составило 223. Таким образом, гражданский сектор Беларуси потерял еще 15 зарегистрированных некоммерческих организаций, не считая организаций, в отношении которых принято решение или подан в суд иск о принудительной ликвидации. Как и ранее, решение о самоликвидации принимается прежде всего из-за неблагоприятной правовой среды, общей общественно-политической ситуации в стране, а также зачастую под давлением властей. 

Давление на активистов гражданского общества

В СИЗО продолжают находиться правозащитники — председатель ПЦ «Весна» Алесь Беляцкий, член Совета ПЦ «Весна», вице-президент Международной федерации за права человека (FIDH) Валентин Стефанович, юрист, координатор кампании «Правозащитники за свободные выборы» Владимир Лабкович, координаторка Волонтёрской службы «Весны» Мария (Марфа) Рабкова, член ПЦ «Весна», волонтер ПЦ «Весна» Андрей Чепюк, бывшая руководительница ОО «Радислава» Ольга Горбунова. В местах лишения свободы находятся и другие представители организаций гражданского общества, например, председатель Союза поляков Анжелика Борис и член этой организации Андрей Почобут, общественнополитический деятель, один из создателей Летучего университета и консорциума Евробеларусь Владимир Мацкевич, член Совета и соучредитель школы молодых менеджеров публичного администрирования Sympa, эксперт исследовательского проекта bipart Татьяна Кузина.

Суд Ленинского района Могилева оштрафовал директора «Могилевского правозащитного центра» Владимира Кравченко по статье 19.11 Кодекса об административных правонарушениях на 640 рублей за «распространение экстремистских материалов».

Комитет государственного контроля возбудил очередное уголовное дело о финансировании экстремистской деятельности (статья 3612 УК) против основателей инициатив BYSOL и BY_Help Андрея Стрижака и Алексея Леончика, а также «иных лиц, принимавших участие в их финансировании». По сообщению Комитета государственного контроля, органами финансовых расследований во взаимодействии с Департаментом финансового мониторинга продолжаются проверочные мероприятия по выявлению и пресечению фактов финансирования деструктивной деятельности, а также установлению причастных к ней лиц. Департаментом финансовых расследований Комитета госконтроля установлены факты финансирования экстремистских формирований «Фонд солидарности BYSOL/Belarus solidarity foundation» и «BY_help» путем сбора и предоставления денежных средств для обеспечения их экстремистской деятельности. Денежные средства в их адрес перечислялись как на открытые за границей расчетные счета, так и криптокошельки, а впоследствии направлялись на деструктивные цели. Как пример такого финансирования Комитет государственного контрполя приводит перечисление денег для BYSOL/Belarus solidarity foundation и BY_Helpненазванным индивидуальным предпринимателем и перечисление жителем Гомеля криптовалюты на криптокошелек BYSOL.

21 февраля КГК утверждал, что раскрыл данные граждан, которые переводили деньги в адрес фондов поддержки протестующих, а также тех, кто финансировал «незаконную протестную деятельность» через криптообменник.

24 февраля в Минске прошел обыск в офисе Свободного профсоюза металлистов, у руководства и сотрудников были конфискованы техника, средства коммуникации. Были задержаны заместители председателя профсоюза Игорь Комлик и Александр Евдокимчик. 

11 февраля социальные сети ПЦ «Весна» появились в Республиканском списке экстремистских материалов. «Экстремистским» был признан 21 интернет-ресурс Правозащитного центра. Среди прочего, «экстремистской» была признана страница о ПЦ «Весна» на сайте организации Front Line Defenders, тэг «Весны» на сайте Reform.bу, а также только русскоязычная версия сайта правозащитного центра — белорусскоязычной и англоязычной версии в списке нет.

4 февраля 2022 года в Министерстве юстиции состоялось заседание коллеги с повесткой дня «Об итогах деятельности Министерства юстиции, органов, организаций, входящих в систему Министерства юстиции Республики Беларусь, в 2021 году и задачах на 2022 год». Начальник управления по вопросам некоммерческих организаций Е. Кириченко в своем выступлении в числе важнейших задач на 2022 год указала продолжение работы по контролю за деятельностью общественных объединений, в том числе молодежной направленности. Данные организации оказывают значительное влияние на взгляды молодых граждан нашей страны, в связи с чем работа по активизации деятельности конструктивно настроенных молодёжных организаций является на данном этапе приоритетной. При этом на сайте Министерства юстиции в отличии от предыдущей практики опубликования новых статистических данных о количестве зарегистрированных общественных объединений, фондов после проведенной коллегии об итогах года старая статистическая информация (информация о количестве зарегистрированных организаций по состоянию на 1 января 2021 года) до сих пор не обновлена. 


[1] В мониторинге фиксируется только случаи принудительной ликвидации и самоликвидации негосударственных НКО, государственные учреждения, республиканские государственно-общественные организации в количественных показателях не учитываются. Также не учитываются религиозные организации, потребительские кооперативы, и другие организационно-правовые формы НКО помимо общественных объединений, фондов, частных учреждений и в выборочных случаях ассоциаций.