Воронежский рубеж Прав человека
Сегодня заканчивается срок предоставления аренды помещения для организаций Дома прав человека в Воронеже. Правозащитное движение в Черноземье как никогда находится под угрозой. И все благодаря властям, которые решили за счет правозащитников расширить арендные площади своих подконтрольных организаций. О том, что происходит сейчас в Воронеже, мы поговорили с Михаилом Мацкевичем, сотрудником Центра правовой трансформации (Lawtrend), который также является участником Международного Молодежного правозащитного движения.
— Не мог бы ты для начала рассказать, что такое МПД ?
— На протяжении 15 лет существует Международное Молодежное правозащитное движение (http://yhrm.org/) – организация, объединяющая молодых правозащитников из более чем 30 стран на пространстве от Сан-Диего до Владивостока, от Буэнос-Айреса до Мурманска. Главная цель МПД — создание и поддержка нового поколения молодых правозащитников и гражданских активистов. Эта сетевая структура объединяет около 1000 человек и организаций. Исторически сложилось так, что центром движения стал город Воронеж. Все местные МПДшники обосновались в Доме Прав человека.
— Несколько странно слышать, что в России, в стране, где проблема с правами человека набирает обороты, спокойно себе работает на протяжении долгих лет такая большая правозащитная организация…
— Это не совсем так. За всю историю существования этого Дома я помню несколько случаев, когда «неудобных» правозащитников пытались выселить. Пытались, но благодаря солидарности коллег и просто неравнодушных людей каждый раз получалось отстоять Дом.
В этот раз власти взялись крепко. Вот я и решил, что мое присутствие там необходимо. 18 часов, и я в Воронеже.
— И какова сейчас ситуация с Домом Прав человека? Какова позиция его сотрудников и активистов?
— Сегодня заканчивается срок аренды, и по предъявленным документам практически все сотрудники должны выселиться из Дома Прав человека. Уже вчера к ним приходили чиновники — представители службы муниципальной собственности и выясняли, как идет процесс выселения. Естественно, никто из обитателей и не думал выносить вещи. Это принципиальная позиция правозащитников, потому как условия договора о предоставлении арендных площадей были нарушены в одностороннем порядке, и явно виден политический мотив избавиться от офиса правозащитников в центре города.
Все члены МПД стоят крепко и не намерены без боя покидать уже успевшее стать культовым место. Что говорить, многие люди знают о существовании этого города благодаря Дому Прав человека.
— Можно ли сказать, что сложившаяся ситуация в Воронеже типична для России в целом?
— Мне сложно говорить, что существует общий тренд лишать правозащитные организации их офисов. Но то, что за последний год в России увеличилось давление на правозащитников и неправительственные организации, это да, это существует.
Центр оперативного реагирования по защите правозащитников регулярно делает сообщения о разных формах давления: это и судебные процессы, это и прокурорские проверки по выявлению иностранных агентов, когда вся работа офиса приостанавливается, потому что прокуратура потребовала подготовить все документы о деятельности организации за несколько лет, это и прямое давление через подконтрольные властям профашисткие группировки (как это было с Правозащитным центром «Мемориал» в Республике Коми). Форм давления много, а Россия большая. Поэтому в каждом регионе ситуация разная, и все зависит от изворотливости местных властей.
— Что можно сделать сейчас, чтобы предотвратить ликвидацию Дома Прав человека?
— Как я говорил ранее, предыдущие истории с выселением заканчивались хорошо благодаря большой поддержке неравнодушных людей. Для начала стоит посетить вот этот сайт http://save.hrdom.hrworld.ru/. С помощью него вы сможете легко поставить подпись под общей петицией, отправить местным властям, Губернатору и уполномоченному по Правам человека письмо с требованием остановить давление. Также воронежцы будут благодарны, если вы подключитесь к кампании по спасению Дома Прав человека (присоединиться к компании можно связавшись с беларусскими активистами по адресу belmpd@gmail.com) и инициируете какое-либо действие солидарности, как, например,это сделали в Гомеле .
Безусловно, лучше всего, если вы приедете в славный город Воронеж и поддержите активистов в Доме прав человека. Если вы решитесь на этот шаг, то заодно советую посетить ул. Героев Стратосферы, в Воронеже есть и такая.
— Существует ли надежда, что Дом Прав человека будет и дальше существовать?
— На мой взгляд, в отличии от Беларуси, в России существуют еще те обстоятельства, которые позволяют активистам изменить ситуацию в их пользу.
И даже если власти лишат Дом Прав человека помещения, то это еще не значит, что Дом перестанет существовать. Это огромная сплочённая команда, членов которой объединяют общие цели и идеалы.
Ярким примером того, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется, является ситуация, некогда сложившаяся вокруг организации, где я работаю – Центр правовой трансформации: неоднократно в связи с профессиональной деятельностью организация проходила процедуру ликвидации. Менялись названия, месторасположение, однако цели нашей работы оставались прежними, более того, это даже подстегивало нас работать еще эффективней.
Сложившуюся ситуацию вокруг Дома прав человека в Воронеже стоит воспринимать как временные неудобства. К счастью, МПДшники Воронежа это тоже прекрасно понимают. Тем не менее, российские коллеги должны сделать все от них зависящее и если для этого потребуется помощь беларусских правозащитников, то они могут на нее рассчитывать.