В Беларуси будут штрафовать всех, кто приглашает на встречу через интернет?
Является ли в Беларуси массовым мероприятием велосипедная прогулка или поход на шашлыки с людьми, приглашенными через интернет? Нужно ли на это получать разрешение властей? Такие вопросы стали возникать у многих белорусов после целого ряда событий.
В июле этого года появились проблемы у организаторов конфетного дождя в Бресте, в августе властям не понравились стиляги на велосипедах в Минске, и вскоре после этого оштрафовали участников велоэкскурсии в Витебске. Чего еще опасаться белорусам и как избежать штрафов, если хочется покреативить? TUT.BY решил разобраться в ситуации и расставить точки над «і».
Юрист: «Несколько лет назад сложно было себе представить, чтобы штрафовали за такие безобидные мероприятия»
В июле этого года сотни брестчан и гостей города пришли с зонтиками и пакетами к торговому дому «Миллионный» на улицу Советскую, где в честь открытия торгового дома им обещали сбросить с крыши тонну сладостей. Собравшиеся открыли зонтики и перевернули их ручкой вверх для того, чтобы как можно больше конфет попало в импровизированные сачки. Примерно через 20 минут ожидания долгожданный конфетный дождь посыпался на участников мероприятия.
Организаторы получили на проведение этого мероприятия разрешение городских властей, а также привлекли к охране порядка сотрудников милиции, с которыми отдельно был заключен договор и перечислены деньги за их услуги. Однако неожиданно милиция попросила не бросать конфеты, аргументировав так: в заявке было указано, что в мероприятии примут участие 500 человек, а пришло около 5 тысяч! Организаторы же настаивают: не их вина в том, что проходившие мимо люди тоже решили остаться и подождать конфет. Тем не менее в отношении организаторов был начат административный процесс за нарушение закона о массовых мероприятиях. Им грозит штраф.
17 августа прошла очередная для столичных велосипедистов «покатушка»: по городу разъезжали настоящие стиляги — девушки в платьях в горошек и молодые люди с прическами в стиле шестидесятых. Теперь организатору необычного заезда тоже нужно заплатить крупный штраф — за несанкционированное массовое мероприятие. Им, по мнению городских властей, нужно было получить разрешение на такое катание.
5 сентября в Витебске не состоялась запланированная велоэкскурсия по историческим местам города. Там, как ни странно, пока никого за несанкционированное мероприятие не наказывали, однако участников оштрафовали по другим причинам: отсутствие на велосипедах зеркала заднего вида, звонка и фонарика…
Как отмечает Алексей Козлюк, юрист правозащитного центра Lawtrend, еще несколько лет назад сложно было себе представить, чтобы штрафовали за такие безобидные мероприятия. Однако на вопрос «почему?» сегодня есть ответ: «Теоретически штрафовать сегодня власти могут за любое мероприятие, проведенное без их разрешения, это позволяют поправки к Закону «О массовых мероприятиях», внесенные в закон в 2011 году».
Раньше закон был менее строг. Новый же закон говорит о том, что организация любого сбора граждан должна быть санкционирована властями — это касается и флешмобов, и сбора граждан, организованного с использованием интернета. Оправдывали инициаторы закона его так: нужно серьезней относиться к поддержанию общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий. Но ведь должна быть какая-то грань во всех этих запретах и ограничениях?
Правозащитники тогда активно критиковали поправки, ссылаясь, в свою очередь, на то, что они нарушают права граждан на мирные собрания, гарантированные Конституцией. «Но если изначально многие опасались, что этими поправками ограничат права каких-то политически активных групп, то теперь, когда стали штрафовать за катание на велосипеде, мы понимаем, что остро становится еще одна проблема: а что считать массовым мероприятием? Даже поход на шашлыки? Ведь формально нарушителем закона можно стать даже за это«, — говорит А. Козлюк.
Идеолог: «Если ты с друзьями просто выезжаешь на прогулку, то нигде это не афишируй»
Так все-таки что считать массовым мероприятием и надо ли компании друзей, желающих покататься на велосипедах, брать разрешение в исполкоме как на массовое мероприятие? Если признавать, что такого рода собрания – массовые мероприятия, то надо ли заключать договоры с городскими службами: с милицией на охрану, с медиками на оказание помощи и т.д., как это предписывает закон для реально массовых мероприятий? Что об этом могут сказать идеологи в исполкомах, которые разрешения на массовые мероприятия выдают? Что может сказать милиция? А депутаты, которые разрабатывали закон?
В управлении идеологии Мингорисполкома на обычную просьбу объяснить, когда нужно подавать заявку, а когда не нужно – на конкретном примере и в свете последних событий – отреагировали довольно нервно. «Все написано в законе. Там все четко и понятно написано. Не вводите людей в заблуждение, в законе все есть, когда надо подавать заявку, когда не надо. Если в мероприятии есть организатор — значит, оно массовое». Как это относится к «велокатаниям» – непонятно. В законе об этом – ни слова.
Заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского горисполкома Ирина Пучкова более подробно объяснила позицию идеологов. «В законе действительно все четко расписано: что относится к массовым мероприятиям, а что нет. Просто катания на велосипедах как массового мероприятия там нет. Единственное, что может вызывать тревогу у сотрудников милиции – это социальные сети, через которые собирают потенциальных участников для того или иного мероприятия. Когда люди собирают других людей через соцсети, это значит, что прийти на мероприятие могут не только знакомые, но и незнакомые люди. Непонятно, что у этих людей может быть на уме. У нас были случаи, когда предлагали детям в лесу проводить какие-то спортивные мероприятия через соцсети, а в итоге получалось, что непонятно какие взрослые люди звали в лес этих детей. Родители ничего не знали, и потом у них возникали вопросы: почему власти не проконтролировали? Есть какой-то уже не совсем хороший опыт работы, который заставляет быть более бдительными«.
Но ведь соцсети многие используют просто потому, что там можно быстрее договориться с людьми: вместо того чтобы созваниваться с каждым, действительно проще создать группу и кинуть клич типа «есть желающие покататься на выходных?» Однако на этот аргумент в отделе идеологии отвечают весьма категорично: «Если ты с друзьями просто выезжаешь на прогулку, то нигде это не афишируй, потому что если ты людей куда-то публично приглашаешь, ты несешь за это ответственность«. По словам И. Пучковой, в законе четко сказано, что любая реклама мероприятия запрещена, если на него не получено разрешение, а размещение информации в соцсетях вполне можно посчитать такой рекламой.
Кстати, именно из-за информации о стилягах-велосипедистах в интернете они и получили штрафы, рассказывает юрист Алексей Козлюк. «Их оштрафовали только через 10 дней после мероприятия. Инициировала административный процесс милиция, и только потому, что один из милиционеров увидел в интернете сообщение о том, что такая акция была. Информация об этом есть в материалах дела. Если говорить о нарушении общественного порядка или чьей-то безопасности, то непосредственно в день мероприятия все прошло гладко, и ни один милиционер в реальности в тот день не видел, чтобы эти велосипедисты что-то нарушали, ни один из них не составил рапорт именно за нарушение. Свидетелей со стороны милиционеров, которые бы вообще видели вживую эту колонну велосипедистов, тоже нет«.
Депутат: «Значит, есть пробелы в законе…»
Депутат Палаты представителей Национального собрания Анатолий Глаз, который активно участвовал в разработке нового Закона «О массовых мероприятиях», рассказал, что не в курсе, как на практике реализуется закон и какие создает проблемы. Говорит, занимается сейчас другими вопросами. Между тем возможные проблемы мы обсуждали с А. Глазом еще до принятия закона. Сегодня депутат признается: удивлен, что штрафуют велосипедистов.
«Значит, есть пробелы в законе. Конечно, если собираются 10-15 человек, где бы они ни договаривались, никакого разрешения не нужно, это же не массовое мероприятие!» – говорит депутат, но добавляет: «Если участников несколько десятков, то лучше с властями не конфликтовать и получить разрешение«.
Возникает логичный вопрос: если завтра любая компания друзей начнет писать заявки в горисполком, горисполком – поручать заключать договоры, например, с милицией на охрану, потому что так положено по закону, то готова ли милиция ходить на все такие собрания? Когда и кого они готовы охранять?
«Если каждый день будет кататься по 10-15 человек, то вызывать всем сопровождение милиции неразумно»
«Для обеспечения порядка на массовом мероприятии в милиции есть определенный резерв, — рассказывает начальник отделения информации и общественных связей УВД Брестского облисполкома Сергей Дученко. – Сотрудники из резерва определяются по ситуации, исходя из количества людей, указанных в заявке на проведение массового мероприятия. Точного расчета, сколько сотрудников милиции должно приходиться на одного человека, нет. Например, когда мы охраняли «конфетный дождь» (в Бресте), то на заявленных 500 человек отправили 6 сотрудников милиции. А пришло людей 5 тысяч«.
Однако, по словам С. Дученко, сотрудники милиции, которые тогда с крыши могли оценить масштаб мероприятия, видели, что ситуация немного выходит из-под контроля: «В толпе много детей, все эмоционально взбудоражены, ведь будут раздавать конфеты. Большое количество людей при выбросе конфет могло спровоцировать давку, поэтому конфеты попросили не выбрасывать. Мы прекрасно помним ситуацию с давкой на Немиге, когда хаотичное передвижение людей на ограниченном участке территории привело к смерти людей. Думаю, проведение такого мероприятия изначально могло бы быть под вопросом, если бы власти заранее знали, сколько человек будет участвовать«.
Что касается велоэкскурсий, то Сергей Дученко говорит о них так: «Даже если в катаниях участвуют, например, 20 человек, то, я считаю, в целях безопасности сотрудники ГАИ или общественной безопасности не помешают. Но все равно должна быть у мероприятия программа, чтобы его называть массовым, потому что если каждый день будет кататься по 10-15 человек, то вызывать всем сопровождение милиции неразумно. Так можно отвлекать милицию по любому поводу, а в это время будут грабить дома, угонять машины и т.д«. Милиция все же должна заниматься своей основной работой – пресекать преступность, добавляет Дученко.
Интересно, что и некоторые идеологи понимают эти пробелы в законе. А некоторые даже рассказывали, как лучше строгий закон… обойти: «Если вы что-то организовываете и подаете это мероприятие как стратегически важное для города — а любые велокатания могут быть важны, — то мы готовы вам быстро все подписать. А еще лучше взять большую силовую структуру и получить разрешение у них. Если это велоэкскурсии, то идите в ГАИ: и они могут поставить себе галочку, что провели мероприятие, и участникам безопаснее, и у нас не будет вопросов по согласованию мероприятия. Когда мероприятие подпадает под эгиду госоргана или силовой структуры, то разрешений не надо. Госорганы не заключают договоры с милицией или с другими службами. Для таких мероприятий – иные правила«, — делятся советами некоторые идеологи.
TUT.BY уже рассказывал, как организуются массовые мероприятия в разных странах мира и как на них себя ведет полиция.
Во-первых, в большинстве европейских стран разрешение на любое массовое мероприятие не нужно в принципе – достаточно послать властям уведомление, поставить их перед фактом, что в такое-то время в таком-то месте пройдет мероприятие. А дальше уж задача самих властей, и в первую очередь полиции, организовать охрану оперативно и качественно. И, кроме того, бесплатно, в отличие от Беларуси. Работа полиции в европейских странах расценивается как обязанность в реализации конституционных прав граждан на мирное собрание. При этом речь идет о собраниях, в которых участвуют сотни людей. Любые другие собрания – поход на шашлыки, катание на велосипеде, разного рода флешмобы — личная жизнь граждан.
Кроме того, как рассказывал нам ранее полковник польской полиции в отставке, тренер Хельсинкского фонда по правам человека Славомир Цибульский, и организаторы, и участники любого мероприятия могут в любом случае использовать интернет и социальные сети для распространения информации без каких-либо разрешений. «Участники могут призывать через Facebook и Twitter любыми способами в свободной форме, если это мирные призывы, не призывающие к свержению власти. Еще одним исключением является призыв к совершению преступления».
Сегодня в Беларуси зачастую получается, что в отделах идеологии вместо того, чтобы понятно разъяснить, что и как надо делать, бездумно ссылаются на закон, в котором нет ответов.
Правозащитники отмечают, что пока перспективы в свете последних тенденций нерадужные. Если поначалу все боялись, что новый закон ограничит права белорусов только на мирные собрания, то сейчас впору опасаться, что при желании нынешний закон дает властям и силовым структурам право вторгнуться в частную жизнь белорусов, которые просто куда-то все вместе собрались.