Открытое письмо Офиса по правам людей с инвалидностью по поводу Указа «О подписании Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов»
Указ Президента Республики Беларусь «О подписании Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов» вызвал появление ряда новостей о присоединении страны к вышеназванной конвенции. Это, действительно, важное, знаковое событие, ожидаемое общественностью (и особенно ее частью – людьми с инвалидностью) на протяжении последних 8 лет. Событие, которое по своей значимости стоит в одном ряду с подписанием страной крупнейших международных договоров по правам человека, включая Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
Мы, Офис по правам людей с инвалидностью, будем утверждать, что данное событие – подписание Конвенции о правах инвалидов Республикой Беларусь – может иметь беспрецедентные по прогрессивности последствия для всего беларусского общества. Несмотря на то, что Конвенция не привносит ни одного нового или дополнительного права для лиц с инвалидностью, она крайне важна и актуальна. Ведь Конвенция несет нам инновационное понимание проблемы инвалидности как проблемы доступа к правам человека для людей ввиду имеющихся у них разных форм инвалидности. И ограничение в доступе к правам человека ввиду инвалидности – не что иное, как дискриминация. Один из основополагающих принципов Конвенции состоит в том, что лица с инвалидностью должны быть защищены от любой дискриминации со стороны как государственных, так и частных структур. Из этого следует, что любой закон или любая законодательная мера, запрещающие дискриминацию или гарантирующие принцип равного обращения, должны также применяться как к частным лицам и частным структурам или предприятиям, так и к государственным учреждениям и органам.
Конвенция о правах инвалидов налагает на государство обязательства регламентировать деятельность частного сектора. Важным фактором Конвенции является конкретизация ряда прав человека, исходя именно из проблемы инвалидности. Это позволяет формировать более адекватные национальные и местные политики инвалидности. Следует отметить, что последнее свойство Конвенции уже заложено в основу социальной защиты лиц с инвалидностью в Беларуси («Государственная политика Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов направлена на обеспечение полноправного участия инвалидов в жизни общества»).
Само решение о подписании Конвенции уже вызвало воодушевление и восторг среди сообщества людей с инвалидностью. «Людьми зваться!» – так чаще всего одной фразой выражают они свое отношение к тому, что страна выказала намерение присоединиться к договору о полном всемерном уважении человеческого достоинства людей с инвалидностью, поощрения и гарантии соблюдения прав человека в их отношении.
Для того, чтобы восторги и надежды оправдались, должен произойти ряд обязательных действий, должны быть предпринята система мер, основанная на разумном планировании.
Следует подчеркнуть, что принятый Указ означает политическую волю страны в присоединении и последующей возможной ратификации Конвенции. Т.е. с момента вступления в силу Указа, Конвенция еще не имеет никакой юридической силы. Для того чтобы Конвенция приобрела полную юридическую силу на территории Беларуси, необходимо реализовать как ряд формальных процедур на международном уровне, так и существенных содержательных изменений на национальном уровне.
Государство становится участником Конвенции и Факультативного протокола путем подписания и ратификации этих документов и присоединения к ним. Подписание и ратификация Конвенции являются предварительным и необходимым условием Подписания и ратификации Протокола. Государство может подписать только Конвенцию и отказаться от подписания Факультативного договора. Государство должно составить документ о ратификации, об официальном подтверждении или о присоединении, подписанный главой государства, главой правительства или министром иностранных дел. Таким образом различается международная ратификация Конвенции от национальной.
В соответствии с беларусским правом, необходимо, чтобы Национальное собрание, в соответствии с требованиями норм законотворческой деятельности, приняло закон или законы о присоединении к Конвенции, ратификации и имплементации. Осуществляя присоединение к Конвенции, страна может сделать ряд оговорок (т.е. исключить или изменить юридическое последствие какого-либо положения договора в отношении государства). Например, в части терминологии или иных. Распространенной оговоркой является именно термин «инвалид», приобретающий национальные черты и свойства. Конвенцией и Факультативным протоколом допускаются все виды оговорок, за исключением оговорок, которые несовместимы с предметом и целью конвенции и Факультативного протокола.
Не устанавливается какого-либо срока между подписанием Конвенции или Факультативного протокола и ратификацией одного из этих документов.
а. Подписанием Конвенции и Факультативного протокола государство берет на себя обязательство воздерживаться от любых действий, противоречащих предмету и целям этих документов.
б. Ратификация Конвенции или Факультативного протокола отражает по меньшей мере обязательство быть связанным этими документами и добросовестно выполнять вытекающие из них обязательства.
Государства-участники должны, как правило, изменить существующее законодательство или принять новые законы в целях практического применения Конвенции. В Беларуси было проведено всеобъемлющее исследование законодательство, на предмет его соответствия Конвенции (Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, ”Сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и положений Конвенции о защите прав инвалидов 2006 г.“ (руководитель – Михалева Т.Н.), 2010 г.). Проведенный сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года позволяет оценить степень реализации ее норм в беларусском законодательстве, и на этой основе сделать выводы относительно перспектив участия Беларуси в Конвенции и необходимости внесения изменений и дополнений в соответствующие акты законодательства Республики Беларусь. Данное исследование вполне готово служить основой планирования и осуществления необходимых правок законодательства страны.
Одним из выводов исследования отмечается, что в Республике Беларусь преобладает система позитивных обязательств в области обеспечения защиты прав лиц с инвалидностью и их права на доступ к участию в жизни, а вот институт запрещения дискриминации и защиты от нее практически отсутствует. Эта ситуация осложнена отсутствием рамочного общего запрещения дискриминации, а не только по основанию инвалидности. Тем не менее, Беларусь вполне может использовать ряд успешных практик по внедрению антидискриминационного законодательства, как это происходило и происходит в Молдове, Украине, других близких нам стран.
Обязательство запретить любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантировать лицам с инвалидностью равную и эффективную защиту (статья 5 Конвенции) означает также, что это запрещение должно найти отражение в национальных законах и что должны быть приняты подробные законодательные положения, запрещающие дискриминацию во всех областях общественной и частной жизни.
Закон запрещающий дискриминацию, и в частности дискриминацию по признаку инвалидности, в общественной и частной жизни должен:
— обязательно ссылаться на Конвенцию, на то, что в ней признается, что инвалидность – это эволюционирующее понятие, на понятия «дискриминация по признаку инвалидности» и «разумное приспособление», на другие важные определения, которые приводятся в Конвенции;
— запрещать дискриминацию по признаку инвалидности во всех областях, указанных в Конвенции;
— устанавливать объекты обязательств, в том числе различные уровни государственного управления и негосударственных участников;
— предоставлять частным лицам и группам частных лиц право:
a. подавать жалобы по поводу дискриминации по признаку инвалидности;
б. добиваться проведения расследования по этим жалобам;
в. иметь доступ к соответствующим средствам правовой защиты;
— определять независимые учреждения, чтобы:
a. предавать гласности утверждения о систематических случаях дискриминации и об отдельных случаях дискриминации;
б. проводить расследования и представлять доклады по поводу этих утверждений; изыскивать средства системного характера и инициировать изменения путем принятия законодательных мер и другими соответствующими средствами.
Для применения Конвенции о правах инвалидов потребуются не только законы и соответствующие политические меры, но также финансовые ресурсы и уполномоченные учреждения, располагающие потенциалом, требуемым как для применения этих законов и политики, так и для мониторинга их осуществления. Согласно статье 33 Конвенции, государства-участники обязаны создавать специальные механизмы для осуществления и мониторинга прав женщин-инвалидов, мужчин-инвалидов и детей-инвалидов на национальном уровне. Так, государства должны:
1. назначить в правительстве одну или несколько инстанций или контактных пунктов, курирующих вопросы, связанные с осуществлением Конвенции;
2. предусмотреть учреждение или назначение в правительстве координационного механизма для содействия соответствующей работе в различных секторах и на различных уровнях;
3. создать независимую структуру, например национальное учреждение по защите прав людей с инвалидностью.
При назначении или создании механизма, соответствующего требованиям Конвенции, государства-участники должны принимать во внимание принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. Эти принципы были разработаны на Международном совещании учреждений по защите прав человека в Париже в 1991 году, а затем приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.
Должен быть разработан национальный механизм мониторинга соблюдения Конвенции. Конвенция, кроме того, предусматривает, что гражданское общество, в частности инвалиды и организации, которые их представляют, должны привлекаться и в полной мере участвовать в работе по мониторингу, так же как они должны привлекаться к разработке и осуществлению политики, программ и законов.
Обобщая вышесказанное, стоит снова повторить, что утвержденный Указ о присоединении к Конвенции – это первый шаг на пути присоединения и, главное, последующей реализации Конвенции. Учитывая достаточный объем мер и действий в отношении имплементации и реализации норм Конвенции, а также особенности беларусской политики, возможно наилучшим вариантом будет создание национальной государственной программы имплементации и реализации норм Конвенции. Разработка подобной программы должна была уже вестись с учетом длящейся стадии присоединения страны к Конвенции на протяжении последних 7 лет. Наилучшим решением будет радикальный пересмотр Концепции Государственной программы интеграции инвалидов и пожилых людей, утвержденной Советом Министров в сторону учета реалии присоединения Конвенции. В этом отношении Офис однозначно высказывался ранее.
Конечно же, Офис убежден, что Беларуси следует присоединиться и ратифицировать и Конвенцию, и Факультативный протокол к ней. К сожалению, неоднократно звучало мнение из официальных источников о готовности присоединиться к Конвенции, но отказаться от подписания Факультативного протокола. Но даже при подписании и ратификации только Конвенции о правах инвалидов Беларусь достигает прогресса в политике инвалидности.
В целом, оценивая событие созданное Указом о присоединении к Конвенции о правах инвалидов, Офис по правам людей с инвалидностью считает, что сейчас и гражданскому обществу, и государству следует активизироваться в скорейшем присоединении и последующей реализации Конвенции. Уже сегодня стоит начать осваивать нормы Конвенции и их значение; продумывать необходимые изменения в своей деятельности и в своем окружении, для соответствия Конвенции; гражданскому обществу и государству вступить в конкретный и устойчивый диалог относительно Конвенции.