Представительство ООН в Беларуси могло бы стать площадкой для диалога
В Представительстве ООН в Беларуси член Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Марсия Кран провела рабочую встречу с представителями беларусского гражданского общества.
Во встрече, прошедшей 29 мая, также принял участие Представитель ООН в Республике Беларусь Санака Самарасинха. На мероприятие были приглашены члены организаций гражданского общества, осуществляющие взаимодействие со структурами ООН.
Руководитель Центра правовой трансформации Lawtrend Елена Тонкачева, принимавшая участие во встрече, рассказала Службе информации «ЕвроБеларуси» о том, как она проходила.
Верховному комиссару ООН никуда без НГО
— Основной задачей встречи было обсуждение роли и участия неправительственных организаций в подготовке универсального периодического обзора (УПО) и работы с другими механизмами защиты прав человека в рамках системы ООН.
Госпожа Марсия Крам обозначила крайнюю заинтересованность в постоянном диалоге с представителями гражданских организаций и указала на то, что в сфере прав человека, в сфере сбора информации и контроля над исправлением ситуации роль неправительственных организаций является крайне важной. И в этой связи развитие компетенций гражданского сектора является обязательной задачей. Без участия гражданских организаций работа Управления Верховного комиссара ООН по правам человека была бы крайне затруднена.
Практически все организации, которые присутствовали на встрече, в той или иной степени взаимодействуют с механизмами ООН. И в ходе этой встречи были высказаны определенные мнения и критические замечания.
Как государство «прячет» отчетность
— В первую очередь, речь шла о том, что отчеты, которые готовит правительство Беларуси, как по УПО, так и по отдельным договорным механизмам (например, по Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин либо по Конвенции по предотвращению пыток) являются фактически закрытыми. Беларусские гражданские организации не имеют доступа к этим документам до тех пор, пока они не передаются в ООН. Только на этом этапе документы становятся открытыми для дополнения и критики со стороны гражданских организаций.
Констатируя, что практически невозможно вести реальное конструктивное обсуждение подготовки отчетов внутри Беларуси на стадии их разработки, беларусские гражданские организации прибегают к процедуре подготовки альтернативных отчетов.
В то же время неправительственные организации имеют достаточно ограниченные возможности мониторинга исполнения рекомендаций международных органов, в первую очередь, по той причине, что правительство не стремится создавать промежуточных площадок для обмена мнениями по поводу того, каким образом рекомендации исполняются, либо о том, какие действия намерено предпринять правительство в соответствии с изложенными рекомендациями.
О роли странового спецдокладчика
— Конечно, мы говорили о той роли, которую играет такой достаточно новый механизм работы с ситуацией с правами человека в Беларуси, как процедура специального странового докладчика, которым сейчас является господин Миклош Харашти. Беларусскими организациями была высказана поддержка этому институту и действиям, которые предпринимает господин Харашти, по организации сбора информации и коммуникации с НПО, несмотря на то, что въезд в Беларусь не был для него обеспечен правительством. В ближайшее время мы ожидаем доклад господина Харашти и будем видеть, как развивается дискуссия вокруг этого доклада.
Беларусские гражданские организации отметили, что было бы крайне важно усиливать возможности странового докладчика. В частности, возможно, со стороны ООН могли быть предприняты действия, направленные на усиление его аппарата и возможностей по коммуникации с гражданским сектором.
Об игнорировании решений Комитета ООН по правам человека
— Важным является то, что в ходе этой встречи прозвучала достаточно жесткая и согласованная критика по поводу того, что Республика Беларусь на протяжении 15 лет систематически воздерживается от качественной работы в рамках механизмов Комитета ООН по правам человека. В частности, существует механизм подачи индивидуальной жалобы. К сожалению, Республика Беларусь до настоящего фактически воздерживается от исполнения заключений Комитета ООН по правам человека, что, безусловно, с одной стороны, снижает роль и значение этого института, а с другой стороны – показывает устойчивое нежелание беларусской судебной и исполнительной системы реализовывать в реальной деятельности принятые на себя международные обязательства по защите прав человека.
О Представительстве ООН в Беларуси
— Также во время этой встречи прозвучали предложения и дополнительные рекомендации для Представительства ООН в Беларуси. По мнению ряда организаций, принимавших участие в этой встрече, местный офис Представительства ООН мог бы оказывать большее влияние и выступать своего рода площадкой реального конструктивного диалога между гражданскими организациями и правительством, как минимум, по тем вопросам, которые являются предметом тематических докладов в рамках договорных обязательств ООН.
Получается, что на сегодняшний день правительство не выступает инициатором действий подобного рода. Со своей стороны, гражданское общество обладает достаточно слабыми возможностями для того, чтобы вовлечь правительство в обсуждение этих вопросов на системном уровне. И в данном случае Представительство ООН в Республике Беларусь, к сожалению, также не выполняет подобных функций. И ожиданием гражданских структур является то, что в ближайшее время будут рассмотрены возможности организации подобного рода диалоговых пространств на базе Представительства ООН в Беларуси.
Мы также выразили надежду на то, что согласованность между отдельными структурами и механизмами в рамках ООН будет повышена. Со своей стороны, госпожа Кран заверила нас в том, что беларусский вопрос постоянно находится в фокусе внимания Верховного комиссара по правам человека ООН, и что эти вопросы постоянно обсуждаются, и что замечания, высказанные в рамках сегодняшней встречи будут являться хорошим основанием для того, чтобы улучшить эффективность работы и взаимодействия по этому поводу.