Елена Тонкачева: Отмена поста спецдокладчика по Беларуси — крайне преждевременна и недальновидна

Беларусские правозащитники, как и Миклош Харашти, не видят системных изменений в ситуации с исполнением прав человека в Республике Беларусь.

1 июля Совет ООН по правам человека еще на год продлил мандат специального докладчика ООН по ситуации с правами человека в Беларуси — с 2012 года за исполнением основополагающих прав человека в нашей стране наблюдает известный правозащитник Миклош Харашти. Резолюцию СПЧ по ситуации с правами человека, при этом более «мягкую», чем ежегодный отчет спецдокладчика, поддержали 15 стран, 9 проголосовали против и 23 воздержались.

Глава постоянного представительства Беларуси при ООН в Женеве Юрий Амбразевич в свою очередь заявил на сессии СПЧ, что беларусское государство и общество не нуждаются в советах спецдокладчика.

Елена Тонкачева, беларусская правозащитница, председатель правления Центра правовой трансформации Lawtrend, в интервью Службе информации «ЕвроБеларуси» отмечает, что «превалирующее большинство беларусских правозащитных организаций последовательно отстаивали позицию о том, что пост спецдокладчика по Беларуси должен быть сохранен, за исключением Беларусского Хельсинкского комитета, который по не вполне понятным причинам занимал противоположную позицию».

Глава Lawtrend напомнила, что пост спецдокладчика вводился в отношении Беларуси не единожды: «в первый раз он был упразднен в связи с настоятельными требованиями беларусской власти, так как были введены другие дополнительные механизмы контроля за соблюдением прав человека в Республике Беларусь — Универсальный периодический обзор». «Восстановление поста спецдокладчика по Беларуси случилось в 2012 году — как ответ на системный кризис с правами человека после событий 19 декабря 2010 года. Стало очевидным, что в ситуации кризиса необходимо возобновить мандат спецдокладчика, что и было через ряд достаточно длительных и сложных процедур сделано. За это время господин Харашти, как известно, ни разу не был допущен на территорию Республики Беларусь, а государственные органы Беларуси воздерживаются от коммуникации и взаимодействия со спецдокладчиком, тем самым демонстрируя в моем понимании неспособность к ведению реального диалога и неготовность работы с реальными фактами и проблемами в сфере прав человека», — сказала Елена Тонкачева.

Foto_ET_1После того, как политзаключенные «волны декабря 2010 года вышли на свободу некоторые европейские структуры и некоторые структуры ООН начали характеризовать ситуацию терминами «либерализация» или «движение в сторону исполнения ситуации с правами человека». «Однако я полностью согласна с мнением господина Харашти о том, что системных изменений ситуации мы не фиксируем ни в одной из сфер, связанных с вопросами демократии и прав человека. В связи с этим отмена поста специального докладчика по Беларуси являлась бы крайне преждевременной, необдуманной и недальновидной мерой — при отсутствии системных изменений повторение кризисов сродни случившемуся 19 декабря 2010 года являются возможными, — подчеркнула Елена Тонкачева. — Более того, мы не имеем никаких гарантий тому, что беларусская официальная сторона имеет хоть сколь-нибудь ясный план действий, направленных, например, на отмену смертной казни, мы не видим прогресса в вопросах свободы СМИ, мы не видим прогресса в вопросах участия общественности в принятии решений. Соответственно, при всех этих составляющих отменить пост спецдокладчика — это значит лишить беларусское общество, лишить беларусских граждан, лишить беларусские правозащитные организации механизма коммуникации с Организацией Объединенных Наций через человека, профессионально наблюдающего развитие ситуации с правами человека, — правозащитника Миклоша Харашти».

Как принимались продление мандата специального докладчика ООН по ситуации с правами человека в Беларуси и резолюция СПЧ ООН.

Представитель Нидерландов (эта страна внесла резолюцию на рассмотрение СПЧ от имени Евросоюза) отметил, что в документе отражены как позитивные шаги Минска, так и негативные проявления. В резолюции подчеркивается, что «после освобождения политзаключенных в 2015 году, других положительных изменений в сфере прав человека больше не произошло».

Россия, как заявил ее представитель, не признавала и не признает мандат специального докладчика по Беларуси: «Искусственное нагнетание напряженности вокруг беларусского сюжета как требующего специального внимания ООН к Беларуси носит заказной и политизированный характер. ЕС вновь ярко проявил двойные стандарты и нежелание рассматривать правозащитные сюжеты на равноправной и взаимоуважительной основе».

Представительница Швейцарии от имени своей страны, а также Австралии, Норвегии, Исландии, Лихтенштейна, Новой Зеландии заявила о полной поддержке продления мандата спецдокладчика по Беларуси.

Глава постоянного представительства Беларуси при ООН в Женеве Юрий Амбразевич посетовал: «На фоне гуманитарных кризисов, войн, терроризма и нищеты, которые реально угрожают современному миру и уносят тысячи жизней, Беларусь не считает, что ситуация в нашей стране заслуживает особого внимания СПЧ».

EuroBelarus