Белорусские страсти по Харасти
Правозащитники просят ООН еще раз продлить мандат спецдокладчика по Беларуси Миклоша Харасти, ЕС призывает белорусские власти разрешить ему посетить страну, Минск считает, что пост спецдокладчика пора упразднить — никакой ценности для Беларуси и международного сообщества, по мнению властей, он не представляет.
Сам Миклош Харасти в докладе, представленном 14 июня на сессии Совета ООН по правам человека в Женеве, отмечает «быстрое и резкое ухудшение общей ситуации с правами человека в Беларуси». Доклад охватывает период с 1 апреля 2016-го по 31 марта 2017 года.
Спецдокладчик считает, что Минск вернулся «к политике широкомасштабных репрессий в отношении граждан, которые осуществляют свои права или отстаивают их». Кульминацией репрессий против участников массовых акций протеста зимы-весны 2017-го, а также правозащитников, иностранных наблюдателей и журналистов автор доклада называет события Дня воли 25 марта. Более 900 человек, подвергшихся различным формам преследования, — это самая суровая волна «со времен репрессий, последовавших за выборами в декабре 2010 года», указывает Харасти.
В марте, по данным спецдокладчика, было зафиксировано 123 случая нарушения прав журналистов. Кроме того, как отмечает правозащитник, в Беларуси снова казнили людей. «В 2016 году в Беларуси было казнено четыре человека, — говорится в докладе. — Это максимальное с 2008 года число преданных огласке казней, что свидетельствует о возобновлении этой практики после частичной отмены Евросоюзом в феврале 2016 года санкций в отношении Беларуси, притом что в 2015 году — до отмены санкций — в стране не было смертных казней». Дела трех из четверых расстрелянных на момент приведения приговора в исполнение находились на рассмотрении Комитета ООН по правам человека. Также было вынесено четыре новых смертных приговора.
В ответ на доклад постоянный представитель Беларуси при отделении ООН в Женеве Юрий Амбразевич заявил на сессии СПЧ, что за «бесплодным мандатом» стоят страны ЕС и США. По его словам, позиция Беларуси о бессмысленности и бесполезности мандата остается неизменной. «Убеждены, что ситуация с правами человека в Беларуси кардинально не отличается от большинства стран мира и не несет угрозы ни гражданам Беларуси, ни нашим соседям, ни мировому сообществу в целом», — сказал Амбразевич. Содержания доклада дипломат не касался. Белорусскую точку зрения разделяет Россия. Представитель РФ назвал белорусскую тему «заказной, политизированной и не имеющей ничего общего с заботой о соблюдении прав человека в стране».
Белорусские правозащитники в начале июня призвали ООН в очередной раз продлить мандат спецдокладчика по Беларуси, так как «власти вернулись к более жестким формам репрессий в отношении граждан».
Глава белорусского Центра правовой трансформации Елена Тонкачева, гражданка России, высланная на три года из Беларуси «за неоднократное превышение скорости», говоря о «бессмысленности и бесполезности мандата спецдокладчика» в интервью RFI, предлагает вспомнить, что стало поводом для его появления. «Это произошло после брутального декабря 2010 года, когда на Октябрьской площади в день выборов президента были избиты, задержаны сотни людей, затем были суды по административным делам, несколько человек попали в тюрьмы по уголовным делам», — сказала Елена Тонкачева.
Елена Тонкачева: «В тот период достаточно ясного кризиса международная общественность должна была сделать со своей стороны что-то, чтобы понимать, какая реальная обстановка в Беларуси с правами человека и вопросами демократии. Тут следует вспомнить, что в тот же период решением властей был закрыт офис ОБСЕ в Минске. Фактически Беларусь оставалась без какого бы то ни было ясного источника международного системного получения информации о правах человека и вопросах демократии. В тот период был необходим шаг, который позволял бы иметь нейтральный, не связанный с правительствами, не связанный с правозащитниками, которые работают внутри страны, голос, который мог бы, имея коммуникацию с разными сторонами, делать независимые и профессиональные выводы о том, что происходит в стране с вопросами прав человека и вопросами демократии, а также какие перспективы есть в связи с этим, какие действия необходимо предпринимать тем или иным стейкхолдерам внутри страны для того, чтобы ситуацию улучшать».
По убеждению Елены Тонкачевой, до настоящего времени Миклош Харасти «абсолютно достойно выполняет ту функцию, ради которой приглашался на позицию спецдокладчика».
Елена Тонкачева: «Почему правительство на протяжении всего периода времени выступает против такой позиции, почему до настоящего времени правительство игнорирует коммуникацию со спецдокладчиком? Во-первых, это связано с тем, что, конечно же, такая позиция неудобна белорусской власти. Белорусскому правительству удобно время от времени говорить о каких-то достижениях, игнорируя при этом систематические всплески кризисов с правами человека. Белорусским властям кажется, что если они останутся без этого ясного независимого голоса и наблюдения, то они смогут показывать международному сообществу только то, что считают нужным. При этом наивно полагая, что все остальное можно будет прикрыть вуалью. Но, с одной стороны, это очевидно наивная позиция, потому что современный мир устроен таким образом, что, в общем-то, источников информации достаточно много. Но при этом в этой позиции есть рациональность — очевидно, что нейтральная фигура, признанная международным сообществом, имеющая авторитет как в среде гражданского общества, так и обладающая доверием со стороны межправительственных организаций, куда более неудобная фигура для белорусской власти. Белорусская власть имеет минимальные способы давления на независимость этой единицы».
По мнению Елены Тонкачевой, Минск следует своей давно устоявшейся традиции поведения относительно соблюдения прав человека.
Елена Тонкачева: «Не нужно тут далеко ходить, мы просто можем обратить внимание на то, что события 25 марта текущего года показали, что мы из раза в раз, с определенной периодичностью сталкиваемся с немотивированно жестким поведением силовых структур по отношению к гражданскому обществу. События показали, что власть не намерена идти на компромиссы, диалог и реальное разрешение кризисных ситуаций в регионах, власть дала выйти людям исключительно для того, чтобы посмотреть на уровень (протестного) потенциала, и после этого мы были свидетелями очень недальновидного поведения властей. Все равно никто не пошел на выстраивание реального диалога, все равно никто не видит в людях и гражданском обществе основу демократических процессов».
Правозащитница считает, что пока отношения Минска и Запада развиваются по циклу «периоды кризиса — периоды затишья или так называемой либерализации», пост спецдокладчика будет оставаться актуальным.
Елена Тонкачева: «В периоды затишья мы строим отношения с Европой, сейчас есть большая надежда, что будет получен доступ к очередным средствам международных финансовых организаций, что Еврокомиссия будет, скажем так, более благосклонна и будет вынуждена закрыть глаза на гражданское общество и сконцентрироваться на взаимодействии с государством, но все это такое очень условное и относительное. И предполагать, что можно будет таким образом в очередной раз обмануть международное сообщество и Европу, я думаю, это инфантильная позиция. Так как ситуация систематически повторяется, то ожидать, что текущее временное затишье будет оцениваться некритично, я бы не стала. Качественная экспертная, внимательная оценка реальных процессов, проходящих в Беларуси, является актуальной, и это основная причина, по которой белорусскому гражданскому обществу и международному сообществу необходимо продление мандата специального докладчика».
Из минувших событий недели стоит также отметить прекращение Комитетом госбезопасности Беларуси уголовного преследования по так называемому «делу Белого легиона», начатому накануне 25 марта после заявления Александра Лукашенко о нескольких десятках боевиков, готовящих беспорядки. Правда, Следственным комитетом принято к производству уголовное дело в отношении этих же «легионеров» о создании незаконного вооруженного формирования.
Комитет по политическим вопросам Парламентской ассамблеи Совета Европы призывает Беларусь «к немедленному освобождению остающихся в заключении активистов оппозиции и проведению расследования по сообщениям о жестоком обращении с ними и запугивании». Это одна из рекомендаций резолюции Комитета, из которой следует, что ПАСЕ пока не планирует возвращать статус специального приглашенного Национальному собранию Беларуси.