Алексей Козлюк: Докладчик ПАСЕ не воспользовался предложением Lawtrend

В ходе визита в Минск спецдокладчик ПАСЕ Андреа Ригони не слишком обрадовался идее по объединению усилий со спецдокладчиком ООН Миклошем Харашти. Почему?

18 февраля Центр правовой трансформации Lawtrend обратился к докладчику по Беларуси Комиссии по политическим вопросам и демократии ПАСЕ г-ну Андреа Ригони и спецдокладчику ООН по положению в области прав человека в Беларуси г-ну Миклошу Харашти с просьбой о начале коммуникации и координировании в оценке ситуации в области прав человека в Беларуси.

В беседе с корреспондентом Службы информации «ЕвроБеларуси» председатель правления Центра правовой трансформации Lawtrend Елена Тонкачева пояснила, что, «к сожалению, до текущего момента мы не можем встретить ни одного хоть сколь-нибудь существенного публичного документа, подготовленного г-м Ригони, из которых следовала бы его понятная и открытая позиция по оценке вопросов демократии и прав человека в Беларуси».

Елена Тонкачева выразила убеждение, что в ходе пребывания в Беларуси Андреа Ригони должен был включить в повестку обсуждения на всех встречах с государственными деятелями вопросов прав человека, основных свобод и вопросов демократии.

«Мы считаем необходимым, чтобы г-н Ригони руководствовался теми выводами, заключениями, рекомендациями, которые уже сделаны г-м Харашти. Чтобы эти документы легли в основу позиции Ригони во время встреч с представителями государственных органов Беларуси», — отметила Елена Тонкачева.

И вот Андреа Ригони с 24 по 27 февраля посетил Беларусь. На одной из встреч с докладчиком ПАСЕ побывал юрист Центра правовой трансформации Lawtrend Алексей Козлюк. Он поделился своим впечатлением от общения с итальянским гостем со Службой информации «ЕвроБеларуси«:

— Подобные встречи, конечно, стоит приветствовать. Потому что это попытка услышать мнение представителей гражданского общества, правозащитников. С другой стороны, за отведенный по регламенту час на такое общение полную информацию о ситуации в нашей стране собрать нельзя. И здесь можно вспомнить спецдокладчика ООН по положению в области прав человека в Беларуси  Миклоша Харашти, который достаточно регулярно проводит встречи с беларусскими правозащитниками. Причем эти встречи довольно продолжительны, в ходе них можно поднимать те или иные вопросы, то есть используется профессиональный метод сбора информации. Соответственно, на ней базируются отчеты, которые затем выпускает спецдолкладчик ООН. Ведь другой информации у Миклоша Харашти нет, так как беларусские власти отказываются с ним сотрудничать и вообще признавать мандат спецдокладчика ООН по положению в области прав человека в Беларуси.

С другой стороны Андреа Ригони, которому позволено въехать в Беларусь, хотя это тоже далось ему непросто. Но за час общения узнать ситуацию в стране невозможно. И здесь, как раз, с точки зрения Центра правовой трансформации Lawtrend, была бы хорошая синергия, если б спецдокладчик ООН и докладчик ПАСЕ обменивались данными. Ведь Миклош Харашти имеет достаточно полную информацию от беларусских правозащитников, тогда как Андреа Ригони может встречаться с высокопоставленными чиновниками. И на основе обмена информации можно было бы делать качественные, объективные оценки ситуации в Беларуси. Ведь если будут две разные оценки, значит, факты, которыми пользуются представители разных структур – различные. И для нас очень важно, чтобы данные оценки были согласованы.

— И как Андреа Ригони отнесся к предложению Центра правовой трансформации об объединении усилий со спецдокладчиком ООН?

— Он был о нем осведомлен, но, насколько я понял, решил им не воспользоваться и не вступать в коммуникацию со спецдокладчиком ООН. Хотя, исходя из содержания встречи, я так и не понял, какова основная причина такого подхода. То ли это просто незаинтересованность, то ли опасение, что подобный подход будет негативно воспринят беларусской властью.

— Когда станет известна оценка докладчика ПАСЕ?

— Документ по итогам визита Андреа Ригони в Минск должен появиться уже в марте. В то же время докладчик ПАСЕ отметил, что его доклад будет подготовлен по итогам каких-то изменений, о которых имеет смысл писать.   Но, поскольку, никто не ожидает каких-то изменений до президентских выборов, это еще довольно отдаленная перспектива. В то же время беларусские власти заинтересованы вести диалог с ПАСЕ по таким вопросам, как учреждение поста омбудсмена, отмена смертной казни,  насилие в семье и ряду других. По ряду этих тем наблюдается прогресс, а по некоторым разговор можно вести до бесконечности, не приходя ни к какому результату. Например, диалог об отмене смертной казни ведется более 10 лет без всякого прогресса. Хотя единственный индикатор – есть мораторий на смертную казнь или же она остается. Но вести такой диалог достаточно удобно, потому что всегда можно сказать «мы рассматриваем возможность отмены смертной казни» или «мы обсуждаем мнение общественности». Естественно, беларусскому парламенту этот диалог было бы интереснее вести в статусе спецприглашенного в ПАСЕ. Данного статуса Беларусь лишили в 1997 году. Если его вернут – это будет четкий сигнал беларусским властям. Но если данный статус будет возвращен без решения вопросов, которые стали причиной его лишения, для нас это будет негативным сигналом.

— Насколько вообще влияет оценка докладчика ПАСЕ на дальнейшие отношения Совета Европы с Беларусью?

—  В последнем докладе, сделанном по итогам периода после президентских выборов 2010 года, давались очень резкие оценки ситуации. В нем прямо говорилось, что Беларусь сделала очень серьезный откат в вопросе соблюдения прав человека. Тогда докладчик рекомендовал поддержать ограничения в отношении Беларуси, в том числе персональные, которые вводил Евросоюз. Соответственно до следующего доклада у ПАСЕ в отношении нашей страны сохраняется ранее избранная позиция. И теперь многое зависит от оценок, сделанных докладчиком. Хотя о многом говорит и само назначение докладчика.  Андреа Ригони занял этот пост повторно, сменив на этом посту второй раз эстонского депутата Андреса Херкеля. Причем Херкель ранее делал жесткие доклады по Беларуси, а Ригони – мягкие. Словно добрый и злой полицейские. Доклад Ригони в 2009 году начинался с позитивных оценок действий беларусских властей. Тогда Ригони предлагал вернуть статус спецприглашенного Беларуси авансом, предполагая, что происходящие демократические преобразования в стране необратимые. Но сейчас он, думаю, вынужден признать, как сильно тогда ошибался.

EuroBelarus