Алексей Козлюк: Дальше обвинений Беларусью других стран в нарушении прав человека дело не идет
Отказываясь от сотрудничества со спецдокладчиками в вопросах соблюдения прав человека, беларусские власти не продвигаются в улучшении ситуации с правами граждан нашей страны.
МИД Беларуси опубликовал доклад «Наиболее резонансные случаи нарушения прав человека в отдельных странах мира: 2013» и одновременно отказался пригласить в страну спецдокладчика ООН по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси Миклоша Харашти. Служба информации «ЕвроБеларуси» обратилась за комментарием к эксперту Центра правовой трансформации Lawtrend Алексею Козлюку.
— Как можно объяснить противоречия в действии беларусских властей в том, что они отказываются пригласить в страну спецдокладчика ООН по Беларуси Миклоша Харашти и в то же время публикуют доклад о нарушении прав человека в других странах?
— Опубликование Министерством иностранных дел подобного рода докладов говорит о том, что Беларусь де-факто признает — вопросы о правах человека не являются внутренним делом государства. Таким образом, Беларусь подтверждает общий подход ООН и Евросоюза, который используется в международном праве. Хотя обычно наше правительство заявляет, что права человека используются международными организациями и ЕС в качестве инструмента политического давления. Существование доклада дает дополнительные аргументы правозащитникам и международным организациям в диалоге с Беларусью.
Но дальше обвинений беларусской стороной других стран в том, что у них нарушаются права человека, процесс взаимодействия властей с международными организациями не идет. Беларусь по-прежнему отказывается сотрудничать в вопросе реализации прав. Это хорошо видно на примере взаимодействия со специальными процедурами ООН. К таким процедурам относятся страновые и тематические докладчики. Первые назначаются по государствам, в которых есть системные проблемы в соблюдении прав человека – их всего 14, включая Беларусь. И тематические спецдокладчики занимаются вопросами прав человека, социальными, культурными, экономическими и другими правами. Они работают во всех странах, предоставляя потом доклады для Совета по правам человека и для Генеральной Ассамблеи ООН.
В принципе докладчикам не нужно просить разрешение на составление докладов по разным сферам. Государство соглашается на подобную процедуру, будучи членом ООН. Страна также обязана вступать в коммуникацию со спецдокладчиками, когда те расследуют конкретные случаи нарушения прав человека. Специальными процедурами ООН предусмотрено посещение докладчиками стран для подготовки информации. И то существование списка спецдокладчиков, которые могут быть приглашены в Беларусь, уже положительный фактор, который позволяет надеяться, что ситуация во взаимодействии Беларуси с международными организациями в вопросах прав человека сдвинется с мертвой точки.
К сожалению, Беларусь не пошла по пути стран, которые предоставляют «постоянное приглашение» для спецдокладчиков. Таких государств 108. У нас действует принцип приглашения докладчиков, которых правительство считает целесообразным звать к нам – так сказать выгодных. Например, в 2009 году был приглашен спецдокладчик по противодействию трафику торговли людьми. И это неудивительно, потому что в этом направлении Беларусь может показать проделанную работу.
— Почему правительство заявляет о том, что нет смысла приглашать Миклоша Харашти?
— Это связано с негативным опытом Беларуси во взаимодействии с предыдущим спецдокладчиком по Беларуси Адрианом Северином. С тех пор Беларусь негативно воспринимает ситуацию назначения ООН спецдокладчика по Беларуси, не хочет идти на контакт и занимает позицию противодействия институту страновых докладчиков. Правительство Беларуси считает, что должны быть только тематические докладчики. И еще до того, как Миклош Харашти был назначен на этот пост, официальный Минск заявил, что сотрудничать с ним не будет.
По мнению беларусских правозащитников, такая позиция неэффективна, потому что роль спецдокладчика в том, чтобы акцентировать ситуацию с правами человека и доносить ее до других органов ООН. В итоге, когда он получает сведения о ситуации с правами человека из сообщений правозащитников и гражданских организаций, и не может получить их со стороны властей, предоставленная информация является контрпродуктивной для беларусского государства.
— Нужно ли нам вообще правительству взаимодействовать с докладчиком по Беларуси?
— Судя по опыту других стран, можно сказать, что если государство нацелено на улучшение ситуации в этом направлении, то взаимодействие со спецдокладчиком – это полезный инструмент для достижения цели. Потому что, прогресс отражается в документах ООН, что позволит улучшить отношение к стране как международным организациям, так и другим странам.
— Со стороны беларусских властей не наблюдается явных шагов для улучшения отношений с международными организациями в вопросах прав человека. Что все же стоило бы сделать официальному Минску, чтобы продвинуться в этом вопросе?
— Ситуация с правами человека у нас не меняется на протяжении многих лет. Решения Комитета по правам человека ООН беларусским правительством игнорируются. А это фактически единственный международный орган, куда беларусы могут обратиться, считая, что государство каким-то образом ущемляет их права. В первую очередь не должно быть игнорирования вопросов по правам человека со стороны международных организаций. Существует много механизмов, которые позволяют взаимодействовать странам и организациям для улучшения ситуации. Что касается специальных процедур ООН, тут важна добрая воля самого государства. В наших интересах сотрудничать со спецдокладчиками: отвечать на запросы, приглашения и предоставлять им информацию.