Ситуация со свободой ассоциаций и организациями гражданского общества Республики Беларусь: обзор за сентябрь 2021 г.

В сентябре 2021 года продолжается, начатая с июля 2021 года, политика уничтожения институциональных (зарегистрированных) форм организаций гражданского общества. Идут суды и подаются новые исковые заявления о ликвидации общественных объединений, в первую очередь республиканского и международного статуса (зарегистрированных в Министерстве юстиции), а также фондов, продолжаются проверки общественных объединений регистрирующими органами. Принято решение о принудительной ликвидации еще нескольких учреждений. Значительно усилилась тенденция принуждения некоммерческих организаций к самоликвидации со стороны органов власти, прежде всего местных. Продолжается также давление и преследование организаций гражданского общества: в сентябре прошел ряд обысков и задержаний экологических активистов. В парламент очередной раз внесены проекты законов, непосредственно оказывающих влияние на организации гражданского общества, активистов и еще более ужесточающих их положение с точки зрения нормативного регулирования. 

По состоянию на 1 октября 2021 года в Беларуси 715 человека признаны политическими заключенными беларусскими правозащитными организациями. При этом из месяца в месяц количество политических заключенных в стране стабильно увеличивается. Такой рост вызван непрекращающимися массовыми репрессиями в стране, новыми судебными процессами в отношении лиц, давно пребывающих под арестом в качестве меры пресечения. 

 Принудительная ликвидация некоммерческих организаций[1]

По состоянию на 30 сентября 2021 года согласно мониторингу, который ведется Lawtrend совместно с ОЕЕС, количество некоммерческих организаций, находящихся в процессе принудительной ликвидации, принудительно исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо в отношении которых поданы иски о ликвидации или приостановлении деятельности превысило цифру 246. 

В сентябре зафиксировано несколько случаев принятия решений регистрирующими органами о принудительной ликвидации учреждений (основная волна принудительной ликвидации учреждений пришлась на середину июля-август 2021 года). В настоящее время лишь несколько принудительно ликвидированных учреждений исключены из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, т.е. в отношении них процесс ликвидации завершен. Часть из принудительно ликвидируемых учреждений просто не могут ликвидироваться, в связи с тем, что их документы находятся в результате обыска у соответствующих органов, например, в Следственном комитете, либо не имеют доступ в помещения, где хранится их документы, в связи с опечатыванием этих помещений. Вместе с тем, данные учреждения продолжат получать запросы (в письменной или устной форме) со стороны органов социальной защиты, налоговых органов о необходимости предоставления документов в связи с начавшимся процессом ликвидации. 

В сентябре 2021 года на постоянной основе ведутся судебные заседания о ликвидации общественных объединений, в первую очередь республиканского и международного статусов (зарегистрированных в Министерстве юстиции Республики Беларусь), подавались новые иски о ликвидации. В настоящее время решение о ликвидации принято в отношении авторитетнейших и старейших организаций Республики Беларусь: Белорусского ПЕН-центра, Белорусской ассоциации журналистов, Организации беларусов мира «Бацькаўшчына», Фонда им. Л. Сапеги, Товарищества белорусской школы, Товарищества белорусского языка и ряда других. Очевидна тенденция лишения зарегистрированного статуса правозащитных организаций Беларуси. В июле 2021 года было власти принудительно ликвидировали правозащитные учреждения. 30 сентября в Верховном суде принято решение о принудительной ликвидации Белорусского Хельсинкского комитета , до этого принято решение о ликвидации Международного общественного объединения «Гендерные перспективы», на протяжении многих лет поднимающего вопросы гендерного равенства, противодействия домашнему насилию. Подан иск о принудительной ликвидации еще одной правозащитной организации (последней, находящейся в статусе зарегистрированной республиканской правозащитной организации) – Правовой инициативы. Характерно, что в отношении последней первоначально подан иск о приостановлении деятельности, после рассмотрения которого подано исковое заявление о ликвидации. 

Одними из самых распространенных официальных причин принудительной ликвидации общественных объединений, как и в предыдущий месяц, является нарушение требований к отчетности, введенной с 2020 года и представляющей чрезмерное вмешательство в деятельность НКО, в рамках борьбы с терроризмом и отмыванием доходов, полученных преступным путем, а также непредоставление документов по требованию регистрирующих органов в ходе проверки. При этом в большинстве случаев игнорируются сообщения НКО о невозможности предоставления огромного количества документов в отведенные очень короткие сроки и просьбы об отсрочке, а также сообщения НКО о невозможности предоставления документов, в связи с произведенными обысками и изъятием документов либо их нахождением в опечатанных офисах.  Также официальными причинами ликвидации явились, например, «распространение ложных сведений о политическом, социальном, экономическом положении Республики Беларусь, дискредитирующих государство», т.е. осуществление экстремистской деятельности, «осуществление от имени организации финансирование и руководство деятельностью, направленных на организацию групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженным с явным неповиновением законным требованиям предствителям власти».

Сам процесс ликвидации общественных объединений осложняется с одной стороны тем, что, как и в случае с ликвидируемыми учреждений, и части общественных объединений, находящихся в процессе принудительной ликвидации, нет доступа к собственной документации. С другой стороны, несмотря на то, что в Уставах большинства общественных объединений предусмотрена возможность создания ликвидационных комиссий (назначения ликвидатора) исключительно органом, принявшим решение о ликвидации (что соответствует законодательству Республики Беларусь), данные органы в ходе принятия решения о ликвидации, такую комиссию не создают. Соответственно, принудительно ликвидируемые организации ставятся властью в ситуацию вынужденного нарушения законодательства. 

С недавнего времени с офисов некоторых организаций снята блокировка. Однако до настоящего времени большинство помещений опечатано, со счетов большинства некоммерческих организаций, в которых проводились следственные действия, не снят арест, несмотря на начавшийся процесс ликвидации и необходимость расчета с кредиторами. Многие организации вынуждены оплачивать аренду и коммунальные услуги за помещения, в которых они не могут находиться, счета за телефонные линии, Интернетуслуги, которыми они не могут пользоваться и не имеют возможность расторгнуть договор с предприятиями, предоставляющими такие услуги, в связи с опечатыванием помещений и невозможностью возврата оборудования. При этом с учетом блокировки банковских счетов такая оплата производится с личных средств руководителей либо членов ликвидируемых организаций и фактически является нарушением законодательства в связи с нахождением организации в процессе ликвидации. 

Принятие решения некоммерческими организациями о самоликвидации

Очевидной тенденцией последних двух месяцев является принуждение со стороны органов власти, в первую очередь местных, некоммерческих организаций (общественных объединений, фондов и учреждений) к принятию решения о самоликвидации. В первую очередь данная тенденция непосредственно затрагивает локальные организации разного направления деятельности, прежде всего социальные организации, организации регионального развития. В настоящее время Lawtrend в результате анализа официальных источников информации за период сентябрь 2020-сентябрь 2021 года зафиксировал 123 факта принятия некоммерческими организациями решения о самоликвидации. Безусловно, такое решение в ряде случаев является нормальным этапом развития организации, например, в результате достижения ее целей либо невозможности дальнейшей деятельности по субъективным причинам. Вместе с тем, в данный период времени НКО чаще всего принимали решение о самоликвидации под давлением 1) общей общественнополитической ситуации, 2) возможных угроз, давления и принудительной ликвидации в дальнейшем, исходя из ситуации с активистами и НКО в Беларуси, 3) непосредственно властей на конкретную организацию. 

Давление на активистов гражданского общества.

В СИЗО продолжают находиться правозащитники — председатель ПЦ «Весна» Алесь Беляцкий, член Совета ПЦ «Весна», вице-президент Международной федерации за права человека (FIDH) Валентин Стефанович, юрист, координатор кампании «Правозащитники за свободные выборы» Владимир Лабкович, координаторка Волонтёрской службы «Весны» Мария (Марфа) Рабкова, член ПЦ «Весна», руководитель Центра стратегической тяжбы Леонид Судаленко, волонтеры «Весны» Татьяна Ласица и Андрей Чепюк.

В суде Центрального района г. Гомеля 3 сентября начался процесс над правозащитником «Весны» Леонидом Судаленко и волонтерками организации Татьяной Ласицей и Марией Тарасенко. Они обвиняются в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок (ч. 1 ст. 342 УК) и обучении и подготовке лиц для участия в таких действиях, а равно финансировании или ином материальном обеспечении (ч. 2 ст. 342 УК). Судья постановил проводить суд в закрытом режиме в течение всего разбирательства.

3 сентября проведен обыск по месту жительства основательницы и члена совета Общественного объединения «Экодом» (до этого 31 августа ликвидированного Верховным судом), активистки Белорусской антиядерной кампании Ирины Сухий. В тот же день обыск прошел также у редакторки Зеленого портала Янины Мельниковой и экологической активистки Наталья Герасимовой. У последних была изъята техника, средства коммуникации, они были задержаны на 72 часа. 

Опубликован обновленный перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности. В него добавлена одна новая неформальная организация — «Отряды гражданской самообороны Беларуси (ОГСБ).

24 сентября 2021 года на 48-й сессии Совета по правам человека ООН состоялся интерактивный диалог по промежуточной устной обновленной информации УВКПЧ о ситуации с правами человека в Беларуси накануне президентских выборов 2020 года и после них.

Верховный комиссар Мишель Бачелет выступила с заявленияем, в котором выразила обеспокоенность по поводу ужесточения ограничений пространства для гражданского общества и основных свобод, в том числе продолжающихся операций спецслужб против организаций гражданского общества и независимых СМИ, а также арестов и уголовного преследования правозащитников и журналистов по обвинениям, которые одно за другим оказываются политически мотивированными.

Проекты законов. 

На осеннюю сессию парламента, которая откроется 4 октября 2021 года, внесен проект закона, предусматривающий изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь. Согласно внесенному проекту планируется ужесточение ответственности по ст. 361 Уголовного кодекса Республики Беларусь (призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь). Планируется, что ответственность за публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, будет увеличена с 5 до 6 лет лишения свободы. Ответственность за призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления, будет увеличена с 5 до 10 лет лишения свободы. Ответственность за указанные действия, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, также планируется к увеличению: в настоящее время она установлена от 2 до 7 лет лишения свободы, проект предусматривает лишение свободы от 4 до 12 лет. 

На официальном сайте Минфина 28 сентября размещен проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь». Основные изменения в Налоговый кодекс в соответствии с данным проектом в меньшей степени затронут некоммерческие организации, однако предполагают существенные изменения в действующий порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Иное давление на организации гражданского общества

Продолжается дискредитация организаций гражданского общества в средствах массовой информации и на прогосударственных ТГ каналах. На совещании с администрацией президента А. Лукашекно очередной раз был затронут вопрос относительно организаций гражданского общества. В частности, предложил законодательно определить, кого в стране следует относить к гражданскому обществу.


[1] В мониторинге фиксируется только случаи принудительной ликвидации и самоликвидации негосударственных НКО, государственные учреждения, республиканские государственно-общественные организации в количественных показателях не учитываются. Также не учитываются религиозные организации, потребительские кооперативы, и другие организационно-правовые формы НКО помимо общественных объединений, фондов, частных учреждений и в выборочных случаях ассоциаций. 

Ситуация со свободой ассоциаций и организациями гражданского общества Республики Беларусь: Обзор за сентябрь 2021 (скачать)