Ситуация со свободой ассоциаций и организациями гражданского общества Республики Беларусь: обзор за октябрь 2021 г.
В октябре 2021 года продолжается, начатая с июля 2021 года, политика уничтожения институциональных (зарегистрированных) форм организаций гражданского общества. Идут суды и подаются новые исковые заявления о ликвидации общественных объединений прежде всего республиканского и местного статуса (больше всего исковых заявлений о ликвидации в данный период подано Министерством юстиции, Главными управлениями юстиции Гродненского облисполкома и Минского горисполкома), продолжаются проверки общественных объединений регистрирующими органами. Представители организаций гражданского общества вызываются на беседы в регистрирующие органы, органы финансового контроля. Продолжается тенденция принуждения некоммерческих организаций к самоликвидации со стороны органов власти, прежде всего местных. Продолжается тенденция дискредитации организаций гражданского общества в средствах массовой информации. В период мониторинга начался процесс признания экстремистскими формированиями различных субъектов.
По состоянию на 1 ноября 2021 года в Беларуси 831 человек признаны политическими заключенными беларусскими правозащитными организациями. При этом из месяца в месяц количество политических заключенных в стране стабильно увеличивается.
Принудительная ликвидация некоммерческих организаций[1]
В период мониторинга не зафиксировано случаев принудительной ликвидации негосударственных учреждений (основной удар по зарегистрированным учреждениям пришелся на период июль-август 2021 года). В тоже время продолжается тенденция массовой ликвидации общественных объединений, зафиксированы также случаи принудительной ликвидации фондов.
По состоянию на 1 ноября 2021 года согласно мониторингу, который ведется Lawtrend совместно с ОЕЕС, количество некоммерческих организаций, находящихся в процессе принудительной ликвидации, принудительно исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо в отношении которых поданы иски о ликвидации или приостановлении деятельности составило 275 (что на 29 организаций больше, чем в октябре 2021 года).
Судебные заседания о ликвидации общественных объединений, в первую очередь республиканского и местного статусов, идут на постоянной основе. Самое большое количество исков о ликвидации в период мониторинга подано Министерством юстиции и Главным управлением юстиции Гродненского облисполкома. Зафиксированы также случаи ликвидации местных организаций в Минске и Гомеле.
Анализ информации о принудительно ликвидируемых организациях показывает, что иски о ликвидации подаются в отношении общественных объединений самых разных направлений деятельности: спортивных, экологических, просветительских, молодежных, благотворительных, объединений культуры, многодетных родителей, людей с инвалидностью.
Практика принудительной ликвидации общественных объединений, складывающаяся в Беларуси, не основывается на законе и Уставах общественных объединений. Согласно уставам большинства общественных объединений, принять решение о создании ликвидационной комиссии, к которой после принятия решения о ликвидации переходят все полномочия по осуществлению действий, связанных с ликвидацией, может только орган, принявший решение о ликвидации. Данная норма соответствует положениям Гражданского кодекса Республики Беларусь. Однако при ликвидации общественных объединений органом, принимающим решение о ликвидации, ликвидационная комиссия не создается. Регистрирующие органы в ответ на запросы со стороны принудительно ликвидируемых общественных объединений предлагают создавать ликвидационную комиссию либо представителям организации, либо ее руководящему органу. Таким образом, принудительно ликвидируемые организации ставятся властью в ситуацию вынужденного нарушения законодательства.
Принятие решения некоммерческими организациями о самоликвидации
Продолжается тенденция принуждения со стороны органов власти, в первую очередь местных, некоммерческих организаций (общественных объединений, фондов и учреждений) к принятию решения о самоликвидации. Как и ранее, в первую очередь данная тенденция непосредственно затрагивает локальные организации разного направления деятельности, прежде всего спортивные, социальные организации, организации регионального развития. В настоящее время Lawtrend в результате анализа официальных источников информации за период сентябрь 2020-октябрь 2021 года зафиксировал 138 фактоы принятия некоммерческими организациями решения о самоликвидации (на 15 организаций больше, чем по состоянию на 1 октября) . При этом наиболее активно решение о самоликвидации принимают некоммерческие организации, зарегистрированные в Минске (42 организации) и в Брестской области (39 организаций).
Давление на активистов гражданского общества.
В СИЗО продолжают находиться правозащитники — председатель ПЦ «Весна» Алесь Беляцкий, член Совета ПЦ «Весна», вице-президент Международной федерации за права человека (FIDH) Валентин Стефанович, юрист, координатор кампании «Правозащитники за свободные выборы» Владимир Лабкович, координаторка Волонтёрской службы «Весны» Мария (Марфа) Рабкова, член ПЦ «Весна», руководитель Центра стратегической тяжбы Леонид Судаленко, волонтеры «Весны» Татьяна Ласица и Андрей Чепюк.
В обоснование привлечения к уголовной ответственности руководству ПЦ «Весна» ставят то, что они руководили незарегистрированной организации. Обвинение строится на том, что после ликвидации в соответствии с решением Верховного суда в 2003 году ПЦ «Весна» продолжил свою деятельность на территории Республики Беларусь, в том числе по выполнению работ, оказанию услуг, за которым лицам, выполнявшим эти работы (услуги) выплачивалось материальное вознаграждение. По мнению обвинения, руководство ПЦ «Весна», не зарегистрировав организацию, которой они руководили, сокрыли от налоговых органов сведения об осуществляемых выплатах и уклонились от признания организации налоговым агентом. При этом, в 2007 году Комитет по правам человека ООН признал, что, ликвидировав правозащитный центр «Весна», беларусские власти нарушили право на свободу ассоциаций. Несколько попыток организации зарегистрировать организацию закачивались отказами в регистрации.
Продолжаются допросы в связи с делом Правозащитного центра «Весна», на которые вызывают активистов со всей Беларуси.
В суде Центрального района г. Гомеля продолжился процесс над правозащитником «Весны» Леонидом Судаленко и волонтерками организации Татьяной Ласицей и Марией Тарасенко. Они обвиняются в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок (ч. 1 ст. 342 УК) и обучении и подготовке лиц для участия в таких действиях, а равно финансировании или ином материальном обеспечении (ч. 2 ст. 342 УК).
5 октября к правозащитнице Татьяне Ревяко пришли с обыском сотрудники Департамента финансовых расследований. После произведенных обысков и изъятия техники правозащитница была доставлена на допрос в ДФР и Следственный комитет.
20 октября прошел обыск прошел обыск в креативном пространстве 1387 (г. Бобруйск). В ходе обыска была изъята техника, задержана руководительница пространства Наталья Халанская, которую впоследствии отпустили.
На сайте Министерства внутренних дел (МВД) разместили список формирований, которые признаны экстремистскими. Ведение перечня организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, а также перечня граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности возложено на Министерство внутренних дел в соответствии с постановлением Совета Министров № 575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма», вступившим в силу 15 октября. Помимо нескольких онлайн инициатив (сайта с картой дворовых чатов, телеграмм-каналов и чатов) экстремистским формированием признана также инициатива «Рабочий рух».
В телеграмм-канале Комитета государственного контроля размещена информация о выявлении и пресечении Департаментом финансовых расследований Комитета госконтроля незаконной деятельности жителей Минска и Евросоюза по обмену криптовалют. Сообщается также, что «в 2020-2021 годах через него на постоянной основе из-за границы переводились денежные средства в адрес фондов, правозащитных центров и некоммерческих организаций, поддерживавших незаконную протестную деятельность». Lawtrend и OEEC подвели результаты опроса беларусских организаций гражданского общества о давлении на них в период массовых репрессий, который организации провели совместно с Белорусским Хельсинкским Комитетом (БХК). В опросе приняло участие 97 беларусских организаций гражданского общества. Больше половины организаций, принявших участие в опросе, (61,9%) сообщили о принятии решения об их принудительной ликвидации. В 33 организациях (34%) проведен обыск, в 30 (30,9%) – проверка регистрирующим органом. У 21 организаций (21,6%) была запрошена информация со стороны финансовых органов. В итогах анкетирования указаны многочисленные иные способы давления, которое оказывалось и оказывается на ОГО после августа 2020 года.
Реакция на нарушение свободы ассоциаций в Беларуси.
21 октября на Седьмой Встрече Сторон Орхусской конвенции было принято решение по Беларуси, которое признало ликвидацию Экодома случаем преследования и притеснения НГО. Документом предусмотрено приостановление для Беларуси прав и привилегий по конвенции, если власти не предпримут шаги для восстановления регистрации Общественного объединения «Экодом» до 1 декабря 2021 года.
Президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Рик Дамс «решительно осудил» репрессии против гражданского общества и правозащитников в Беларуси. Он призвал белорусские власти «в полной мере уважать права на свободу ассоциаций, собраний и выражения мнений, а также все другие права человека, гарантированные Международным пактом о гражданских и политических правах, участником которого является Беларусь».
Беларусские правозащитные организации приняли Совместное заявление о недопустимости нарушения свободы ассоциаций, давления на правозащитные организации, в котором в том числе подчеркнули свою дальнейшую приверженность ценностям и принципам прав человека и заявили о продолжении мирной законной правозащитной деятельности..
[1] В мониторинге фиксируется только случаи принудительной ликвидации и самоликвидации негосударственных НКО, государственные учреждения, республиканские государственно-общественные организации в количественных показателях не учитываются. Также не учитываются религиозные организации, потребительские кооперативы, и другие организационно-правовые формы НКО помимо общественных объединений, фондов, частных учреждений и в выборочных случаях ассоциаций.
Ситуация со свободой ассоциаций и организациями гражданского общества Республики Беларусь: Обзор за октябрь 2021 (скачать)