Мониторинг ситуации со свободой ассоциаций и положением организаций гражданского общества в Республике Беларусь Ноябрь-Декабрь 2024

Масштабные репрессии в отношении организаций гражданского общества и активистов в Беларуси не останавливаются уже более четырех лет. Более сотни представителей организаций гражданского общества находятся в местах лишения свободы.

Постоянно фиксируются факты задержаний, которые интенсифицировались в результате так называемого избирательного процесса, вызовов на допросы и беседы, возбуждения и рассмотрения новых административных и уголовных дел, в том числе связанных с получением иностранной безвозмездной помощи. Суды продолжают выносить приговоры с огромными сроками лишения свободы за содействие экстремистской деятельности, создание, руководство и участие в экстремистских формированиях, финансирование экстремизма путем перечисления пожертвований в фонды солидарности и иные структуры. Продолжается практика рассмотрения уголовных дел в формате специального (заочного) производства, в том числе в отношении активистов, правозащитников. Беларусских правозащитников и активистов, вынужденно покинувших страну, объявляют в розыск.

Продолжается кампания по ликвидации некоммерческих организаций. Количество принудительно ликвидируемых некоммерческих организаций составляет на конец декабря 2024 года не менее 1186 организаций. Количество некоммерческих организаций, принявших решение о самостоятельной ликвидации, составляет на конец декабря не менее 705 организаций. Всего потери в общественном секторе Беларуси, начиная с пост выборного периода 2020 года, составляют уже не менее 1891 институционализированных форм некоммерческих организаций (общественных объединений, профессиональных союзов, политических партий, фондов, негосударственных учреждений, ассоциаций, религиозных организаций).

Принудительная ликвидация некоммерческих организаций

Процесс принудительной ликвидации, очень активно идущий в ноябре-первой половине декабря 2024 года к концу года немного приостановился. Как и в предыдущие мониторинговые периоды иски о ликвидации подаются в основном в отношении общественных объединений (в первую очередь республиканского и международного статуса), которые не представили отчеты за 2023 год и не привели свои уставы в соответствие с новыми требованиями закона «Об общественных объединениях».В тоже время в числе зарегистрированных продолжают оставаться не менее 54 общественных объединений, не прошедших обязательную перерегистрацию 1999 года и (или) не приведших свои уставы в соответствие с требованиями закона «Об общественных объединениях», внесенных в 2005 году[1]. Принудительная ликвидация общественных объединений, не приведших свои уставы в соответствие с новыми требованиями закона, носит выборочный характер. Несмотря на то, что срок для приведения уставов в соответствие с новыми требованиями закона был установлен до 4 марта 2024 года, процесс регистрации изменений продолжается в отношении ряда общественных объединений. Так, регистрирующий орган зарегистрировал изменения в устав Международного общественного объединения «Афганская община, землячество и беженцы» (после регистрации изменений — Местное общественное объединение «Афганская община, землячество и беженцы») только в ноябре 2024 года, Международной благотворительной общественной организации «Социально-христианские службы «ТОS Вайсрусланд» (после регистрации изменений — Благотворительное общественное объединение «Социально-христианские службы «ТОS Вайсрусланд) в конце октября 2024 года.

Зафиксированы случаи принудительной ликвидации фондов: Местный фонд поддержки вынужденных мигрантов «Интеграция-А» и Местный благотворительный фонд «Акция помощь Чернобылю». Принудительно ликвидировано также негосударственное учреждение: Научно-инновационное учреждение «Устойчивые бизнес инициативы», принудительная ликвидация которых в последние три года носит весьма точечный характер.

По состоянию на 30 декабря 2024 года согласно мониторингу[2], который ведется Lawtrend, зафиксировано 1186 некоммерческих организаций, которые находятся в процессе принудительной ликвидации, включая поданные регистрирующими органами в суд исковые заявления о ликвидации, либо принудительно исключены из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).

Принятие решения некоммерческими организациями о самостоятельной ликвидации

По состоянию на 30 декабря 2024 года, согласно мониторингу, который ведет Lawtrend, зафиксировано 705 некоммерческих организаций (общественные объединения, ассоциации, фонды, учреждения, политическая партия), в отношении которых уполномоченный уставом орган или учредители приняли решение о ликвидации. При этом решение о ликвидации за период ноябрь-декабрь 2024 года приняли не менее 19 некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм: общественные объединения, фонды, учреждения и ассоциации.

Ликвидация НКО в случае достижения целей ее создания – нормальный процесс, происходящий в любом государстве. В Беларуси принятие решений учредителями о ликвидации НКО уже четвертый год носит массовый характер. Это связано в первую очередь с беспрецедентными репрессиями в стране, неблагоприятной правовой средой, давлением на весь независимый гражданский сектор, а также на конкретные организации и их руководство, членов, сотрудников.

В отличии от принудительно ликвидируемых общественных объединений, большинство из которых никак не взаимодействовали с регистрирующими органами в последние несколько лет/последний год: не представляли отчеты в регистрирующий орган, не вносили изменения в свои уставы, большинство общественных объединений, принявших решение о самостоятельной ликвидации, такое взаимодействие осуществляли в последний год. Так, из 10 общественных объединений, принявших решение о самостоятельной ликвидации, 6 представили обязательные ежегодные отчеты за 2023 год в регистрирующий орган в 2024 году (в октябре — 6 из 8).

Административное и уголовное преследование руководства и членов организаций гражданского общества, активистов и активисток

В связи с выполнением своей профессиональной деятельности, участием в организациях гражданского общества, проявлением гражданской активности тюремный срок продолжают отбывать не менее 6 представителей правозащитных организаций, десятки представителей организаций гражданского общества, религиозных организаций, 34 представителя профессиональных союзов и рабочего движения[3]. Продолжается давление на представителей религиозных организаций. По данным Христианской визии только количество христианских служителей, подвергшихся политическому преследованию с 01.09.2020 по 30.11.2024 составляет 86 человек.

Правозащитник ПЦ «Весна» Сергей Сыс оказался в базе розыска российского МВД. До этого в базу были внесены правозащитники Игорь Казмерчак, Павел Левинов, Елена Маслюкова, Наталья Сацункевич, Дмитрий Соловьев, Леонид Судаленко, Мария Тарасенко, Ирина Третьякова, Владимир Хильманович, а также ряд активистов и активисток, например, бывшая руководительница Гродненского детского хосписа Ольга Величко, создательница Dissidentby Марина Косинерова и др.

Бывшего руководителя Белорусской партии “Зеленые”, в отношении которой 27 июля 2023 года было принято решение о ликвидации, Дмитрия Кучука приговорили к 6 годам колонии и штрафу в размере 500 базовых величин.

Продолжаются суды в отношении родственников политических заключенных, в том числе бывших, за якобы получение иностранной безвозмездной помощи (нарушение декрета от 25 мая 2020 г. № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи»).

Власти продолжают давление на вынужденно уехавших из страны беларусов, их родственников, оставшихся в стране. Для этого, в том числе, широко используя уголовное законодательство о специальном (заочном) производстве  На конец декабря 2024 года в «Перечень лиц в отношении которых начато специальное производство и вызываемых в орган уголовного преследования»  внесены 144 человека. 5 декабря Следственный комитет Беларуси начал процедуру спецпроизводства в отношении главы BYSOL Андрея Стрижака, руководителя и основателя фонда BY_help Алексея Леончика. В состав «организованной группы» включены еще пять человек: Ярослав Лихачевский, Алексей Кузьменков, Александр Лапко, Александра Жук и Александр Подгорный. Согласно информации комитета, данным лицам инкриминируются 17 статей Уголовного кодекса, среди которых ч.1, ч. 2, ч. 3 ст. 361-1 (создание экстремистского формирования) и ч. 2 ст. 361-2 (финансирование экстремисткой деятельности).

На государственном телеканале ОНТ показали сюжет, дискрдитирующий работу фондов солиданости, в частности фонд BYSOL. Это уже не первый подобный сюжет, показанный на данном канале.

По заявлению Следственного комитета, школа иностранных языков Streamline (Частное учреждение дополнительного образования взрослых «Учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «Образовательные технологии», решение о принудительной ликвидации которого принято в октябре 2024 года) недоплатила налоги как минимум на 17 млн. рублей. В сообщении Следственного комитета отмечено, что сейчас «устанавливаются обстоятельства преступной деятельности руководителя и сотрудников школы иностранных языков Streamline». По материалам уголовного дела учебный центр «Образовательные технологии», изначально был создан в виде некоммерческой организации для осуществления образовательной деятельности, в связи с чем имел особый режим налогообложения[4]. В отношении основателя Streamline, его жены и других руководителей учебного центра возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере (ч. 3 ст. 243 УК). На имущество, принадлежащее фигурантам дела, в том числе дома и земельные участки, наложен арест на общую сумму более 9 млн. рублей.

Использование законодательства о противодействии экстремизму как форма давления на ОГО

В отношении представителей организаций гражданского общества продолжает активно использоваться законодательство о противодействии экстремизму: преследование за денежные переводы фондам солидарности, а также помощь политическим заключенным и их семьям, в том числе уголовное, признание общественных инициатив экстремистскими формированиями, а информационных ресурсов, социальных сетей и т,п. экстремистскими материалами.

Продолжаются вызовы на допросы граждан, сделавших пожертвования в фонды солидарности. При этом некоторых вызывают на допросы или беседы вторично, после перечисления установленных органами сумм на специальные счета. Зфиксированы случаи принуждения к перечислению денежных средств на специальные счета из-за сделанных пожертвований в фонды солидарности повторно.

В мониторинговый период в Республиканский список экстремистских материалов внесены, в том числе, группа «Незалежны прафсаюз РЭП» в социальной сети «Одноклассники», общедоступная страница в социальной сети «Одноклассники» с названием «Беларускiя сацыял-дэмакраты», интернет-страница в социальной сети «Х»  с названием «Coоrdination Council», страница «МХД –Маладыя Хрысцiянскiя Дэмакраты» в социальной сети «Одноклассники», информационная продукция интернет-ресурса «budzma.org», страницы «Супольнасць беларусаў свету Бацькаўшчына» в социальной сети «Facebook», аккаунт в социально-развлекательной сети «TikTok» с названием «Fundacja Tutaka».

В Перечень организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, причастных к экстремистской деятельности в мониторинговый период включена, например, инициатива «письмо.бел». До этого социальные сети и Интернет-сайт данной инициативы признали экстремистскими материалами. Трое из внесенных в перечень причастных к данной инициативе Александр Мазур, Александр Лыкшин, Павел Каренюхин, по данным ПЦ «Весна», задержаны и находятся в СИЗО КГБ.

Законодательство в отношении некоммерческих организаций

Законодательство о некоммерческих организациях продолжает постоянно меняться. При этом некоторые изменения касаются недавно принятых норм. Так, закон Республики Беларусь от 13 декабря 2024 г. № 47-З «Об изменении законов» отменил на период 2024 -2025 г.г. требование об обязательном предоставлении некоммерческими организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, налоговых деклараций (расчетов) в виде электронного документа. Данное требование установлено п. 4 ст. 40 Налогового кодекса с 1 января 2024 года и на практике означало, что все некоммерческие организации независимо от размера дохода, наличия денежных средств, сотрудников, осуществления деятельности обязаны были получить личный ключ для подачи декларации в виде электронного документа с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Получение такой подписи требует временных (необходимо собрать пакет документов, также в течение 2024 года с получением ЭЦП представителями юридических лиц и индивидуальными предпринимателями неоднократно возникали проблемы) и ресурсных затрат (за электронную цифровую подпись на носителе с использованием программного обеспечения AvPass (без учета НДС) на 1 год юридическим лицам необходимо заплатить 215 рублей (примерно 63 евро). Таким образом, закон № 47-З фактически отменил необдуманно введенную в законодательство норму.

Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2024 г. № 48-З «О республиканском бюджете на 2025 год», как и аналогичные законы за предыдущие годы, установил, что общественным объединениям могут выделяться средства из республиканского бюджета по решению президента Республики Беларусь. Сам закон предусмотрел выделение средств из республиканского бюджета двум общественным объединениям: Общественному объединению «Союз писателей Беларуси» (в размере695 483,0 бел. рублей) и Общественному объединению «Белорусский республиканский союз молодежи» (в размере 14 144 997,0 бел. рублей).

Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 20 декабря 2024 г. № 995 «Об одобрении проекта международной технической помощи» одобрен проект международной технической помощи «Укрепление потенциала Государственного пограничного комитета Республики Беларусь в связи с возможным увеличением случаев прибытия мигрантов на границу». В текущем году правительство одобрило еще несколько проектов международной технической помощи: «Совершенствование национальной инфраструктуры радиационного мониторинга и системы аварийного реагирования»; «Укрепление инфраструктуры регулирования в области ядерной и радиационной безопасности на начальном этапе эксплуатации атомной электростанции» (май 2024); «Повышение безопасности, надежности и эффективности атомной электростанции на начальном этапе ее эксплуатации» (апрель 2024); «Оказание помощи Республике Беларусь в укреплении мониторинга, оценки и отчетности по ЦУР, связанным с миграцией» (март 2024). 

Общественные советы

Создаются координационные советы по государственной защите детей. Положение, определяющее порядок создания координационных советов, осуществляющих координацию действий структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов и иных организаций по государственной защите детей, утверждено Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 24.12.2024 г. № 1004 «О координационных советах». Такие координационные советы будут созданы облисполкомами и Минским горисполкомом. Установлено, что в состав координационного совета помимо представителей местных исполнительных и распорядительных органов и иных организаций, осуществляющих защиту прав и законных интересов ребенка, могут включаться также представители общественных объединений в целях рассмотрения вопросов, связанных с организацией взаимодействия и координацией действий государственных органов и иных организаций по государственной защите детей, разработки мероприятий, направленных на совершенствование деятельности по государственной защите детей.

На заседании Национального совета по гендерной политике при Совете министров Республики Беларусь 10 декабря 2024 года, озвучено, что одной из задач гендерной политики на текущую пятилетку является внедрение механизмов гендерного бюджетирования и гендерной экспертизы законодательства при разработке проектов нормативных правовых актов, проектов государственных планов и программ, планировании бюджета. Данные планы реализуются государственными органами при поддержке агентств ООН,


[1] В результате изменений закона «Об общественных объединениях» в 2005 году практически все общественные объединения были обязаны пройти обязательную процедуру регистрации изменений и дополнений в уставы, внесенных в них в связи с изменениями закона.

[2] В мониторинге фиксируются только случаи принудительной ликвидации и самоликвидации негосударственных НКО, государственные учреждения, республиканские государственно-общественные организации в количественных показателях не учитываются. Также не учитываются потребительские кооперативы и другие организационно-правовые формы НКО помимо общественных объединений, включая профессиональные союзы и политические партии, фондов, частных учреждений, ассоциаций и религиозных организаций. 

[3] Примеры нахождения представителей организаций гражданского общества в местах лишения свободы со сроками лишения свободы, информацией о внесении в экстремистский и/или террористический перечни можно найти в ежемесячных обзорах Lawtrend о ситуации со свободой ассоциаций и положением организаций гражданского общества, например, за май 2024 года. Информация о задержанных членах профсоюзов и активистов профсоюзного движения публикуется по данным Солидарности.

[4] Режим налогообложения некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, имеет мало отличий от налогообложения коммерческих организаций.