Мониторинг ситуации со свободой ассоциаций и положением организаций гражданского общества в Республике Беларусь Июль 2024

Репрессии в отношении организаций гражданского общества и активистов в Беларуси не останавливаются. В стране проходят регулярные обыски, задержания, идут суды в отношении активистов, фиксируются случаи задержаний людей, возвращающихся в Беларусь из-за границы.

Для подавления гражданского активизма продолжает активно использоваться законодательство о противодействии экстремизму. Продолжается преследование активистов, вынужденно покинувших Беларусь и находящихся за рубежом: обычную практику получили суды в форме специального (заочного) производства, выставление конфискованного имущества на торги.

Продолжается кампания по ликвидации некоммерческих организаций. Количество принудительно ликвидируемых некоммерческих организаций составляет на конец июля 2024 года не менее 1086 организаций. Количество некоммерческих организаций, принявших решение о самостоятельной ликвидации, составляет на конец июля не менее 656 организаций. Всего потери в общественном секторе Беларуси, начиная с пост выборного периода 2020 года, составляют уже не менее 1742 институционализированных форм некоммерческих организаций (общественных объединений, профессиональных союзов, политических партий, фондов, негосударственных учреждений, ассоциаций, религиозных организаций).

С 1 июля введено лицензирование деятельности по оказанию социальных услуг с обеспечением проживания. Это один из целого ряда видов деятельности традиционно осуществляемых, в том числе, некоммерческими организациями, осуществление которых ограничено в 2023-2024 годах путем введения дополнительных требований.

Принудительная ликвидация некоммерческих организаций

Не останавливается волна ликвидации некоммерческих организаций. Как и в предыдущий мониторинговый период ликвидации подлежат прежде всего республиканские общественные объединения, зарегистрированные в Министерстве юстиции и не выполнившие новые требования законодательства для объединений республиканского статуса о необходимости наличия организационных структур во всех областях Беларуси и г. Минске. Общественные объединения, уставы которых не предусматривали такой структуры, должны были внести изменения в них до 4 марта текущего года. Немногочисленные общественные объединения республиканского статуса приняли решение о самостоятельной ликвидации, некоторые изменили статус с республиканского на местный (в большинстве случаев) или на международный. По состоянию на конец июля 2024 года в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) не внесено информации о приведении большинства уставов республиканских общественных объединений в соответствии с новыми требованиями закона. /В связи с этим, в ближайшие месяцы кампания по ликвидации общественных объединений может носить весьма интенсивный характер. Интересно, что в ЕГР среди зарегистрированных до настоящего момента значатся общественные объединения, которые утверждали свои уставы и вносили в них изменения еще до 2005 года, когда законодательно закрепленная обязанность изменить устав была введена практически для всех общественных объединений. Абсолютное большинство таких общественных объединений в настоящее время не осуществляет деятельность. Такая ситуация влияет на статистику зарегистрированных в Беларуси некоммерческих организаций в сторону завышения их количества.

Зафиксирован факт принудительной ликвидации негосударственного учреждения —  Культурно-просветительское учреждение «Центр «Экумена», осуществляющего деятельность в сфере свободы совести, в том числе анализ законодательства в сфере конфессиональной политики. Случаи принудительной ликвидации негосударственных учреждений в последний год редкие и носят точечный избирательный характер.

По состоянию на 31 июля 2024 года согласно мониторингу[1], который ведется Lawtrend, зафиксировано 1086 некоммерческих организаций, которые  находятся в процессе принудительной ликвидации, включая поданные регистрирующими органами в суд исковые заявления о ликвидации, либо принудительно исключены из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).

Принятие решения некоммерческими организациями о самостоятельной ликвидации

По состоянию на 31 июля 2024 года, согласно мониторингу, который ведет Lawtrend, зафиксировано 656 некоммерческих организаций (общественные объединения, ассоциации, фонды, учреждения, политическая партия), в отношении которых уполномоченный уставом орган или учредители приняли решение о ликвидации. Это на 20 НКО больше, чем в предыдущий мониторинговый период. Решение о самостоятельной ликвидации таких организаций принималось как в мониторинговый период, так и ранее.

Решение о самоликвидации принимается прежде всего из-за давления на членов, сотрудников НКО, неблагоприятной правовой среды, общей общественно-политической ситуации в стране.

Административное и уголовное преследование руководства и членов организаций гражданского общества, активистов и активисток

В связи с выполнением своей профессиональной деятельности, участием в организациях гражданского общества, проявлением гражданской активности тюремный срок продолжают отбывать 6 правозащитников, десятки представителей организаций гражданского общества, религиозных организаций, 38 представителей профессиональных союзов и рабочего движения[2].

Продолжается давление на представителей религиозных организаций. В отношении католического священника, настоятеля римско-католического прихода в Шумилино, санктуария Божьей Матери Фатимской Анджея Юхневича возбуждено уголовное дело. Священник был переведен в СИЗО из витебского ИВС, где отбыл 45 суток административного ареста. В отношении участника группы «Хрысціянская візія» Дмитрия Корнеенко, покинувшего Беларусь в 2021 году, возбуждено уголовное дело по ст. 3614 Уголовного кодекса (содействие экстремистской деятельности).

Экс-руководителя краудфандинговых платформ Ulej и MolaMola Эдуарда Бабарико дополнительно приговорили к 2 годам лишения свободы по ч. 2 ст. 411 УК (злостное неповиновение администрации колонии). Ранее Эдуард был приговорен к 8 годам лишения свободы в колонии в условиях усиленного режима. Таким образом, общий срок составляет 10 лет лишения свободы. Эдуард внесен в перечни лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности. Имущество, находящееся в собственности Эдуарда Бабарико, — мотоцикл Suzuki VX 800 и автомобиле Mercedes-Benz GLC 300 выставлено на торги. 

Власти продолжают активные попытки подавления гражданской активности вынужденно уехавших из страны беларусов. Для этих целей широко используется уголовное законодательство о специальном (заочно) производстве  На конец июля 2024 года в «Перечень лиц в отношении которых начато специальное производство и вызываемых в орган уголовного преследования»  внесено 110 человек. Характерно, что данный документ, направленный, в том числе на информирование людей, находящихся не в Беларуси, не открывается из-за границы.

1 июля вынесен приговор по так называемому уголовному делу в отношении «аналитиков Светланы Тихановской», процесс по которому проходил в порядке специального производства. 20 человек по данному делу: Александр Добровольский, Григорий Астапеня, Филипп Биканов, Юрий Дракохруст, Андрей Казакевич, Анна Красулина, Евгений Крыжановский, Денис Кучинский, Вероника Лапутько, Александр Логвинец, Анна Любакова, Василий Наумов, Мария Рогова, Петр Рудковский, Алеся Рудник, Наталья Рябова, Павел Усов, Татьяна Чулицкая, Александр Шлык, Екатерина Шматина приговорены к срокам от 11,5 до 10 лет, в том числе со штрафами от со штрафом от 1 000 до 40 000 базовых величин. Среди статей, по которым судили аналитиков, участие в экстремистском формировании и вхождение в состав такого формирования в целях совершения преступления экстремистской направленности (ч. 3 ст. 3611 УК), Александр Добровольский обвинен также в руководстве экстремистским формированием (ч. 1 ст. 3611 УК).

1 июля в порядке специального производства начато рассмотрение уголовного дела в отношении бывшей руководительницы принудительно ликвидированной в августе 2021 года Общественной благотворительной организации «Гродненский детский хоспис» Ольги Величко. Ольгу обвиняют по семи статьям, среди которых ст. 1931 (незаконные организация деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности). Это первый известный судебный процесс по данной статье, после ее возвращения в Уголовный кодекс в 2022 году[3]. Среди статей, предъявленных Ольге, также ч. 3.ст. 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями); ч. 3 ст. 2031 (незаконные действия в отношении информации о частной жизни и персональных данных). Обвинением заявило, что в 2018 году женщина похитила деньги, перечисленные Гродненскому детскому хоспису организациями и предприятиями региона в виде спонсорской помощи. Более 6 тысяч рублей собранных средств предназначались для покупки аппарата ИВЛ больному ребенку. Также проверка прокуратуры Гродненской области показала, что с сентября 2021 года по апрель 2022 года по счету организации проведено порядка 50 операций в размере не менее 160 тысяч рублей.  Это позволило сделать вывод, что общественное объединение функционировало под дистанционным руководством директора, объявленного в розыск в связи с обвинением в хищении имущества.

В Гродненском областном суде 29 июля в порядке специального производства началось рассмотрение уголовного дела в отношении правозащитника Владимира Хильмановича. Владимира обвиняют по двум статьям Уголовного кодекса: ч. 3 ст. 3611 (создание экстремистского формирования либо участие в нем) и ч. 1 и 2 ст. 3614 (содействие экстремистской деятельности). 

Следственный комитет начал специальное производство в отношении общественного деятеля Антона Мотолько, который ранее был внесен КГБ в террористический список. Спецпроизводство по ряду статей Уголовного кодекса Беларуси, в том числе, по ч.ч.1 и 2 ст.3611 (создание экстремистского формирования и руководство таким формированием, в т.ч. совершенные повторно); ч.2 ст.3612 (сбор иного имущества любым способом для заведомого обеспечения экстремистской деятельности, совершенный группой лиц по предварительному сговору).

В список лиц, участвующих в террористической деятельности, добавили осужденных ранее в порядке специального производства активистов Ольгу и Андрея Пауков, исполнительного секретаря Координационного совета Ивана Кравцова, а также политолога Дмитрия Болкунца.

Ограничение доступа к сайтам организаций гражданского общества

Как сообщает Генпрокуратура, по постановлению прокурора Могилевской области ограничен доступ к интернет-ресурсу «Беларуский народный трибунал» (доменное имя – «tribunal.info») – инициативы, созданной для выражения мнения беларусского народа о нарушении прав человека в стране.

На основании решения Министерства информации, в Беларуси заблокировали портал христианского проекта Katolik.life. Ранее доступ к нему был закрыт на территории РФ.

Использование законодательства о противодействии экстремизму, как форма давления на ОГО

В Беларуси уже несколько лет в отношении гражданских активистов, представителей организаций гражданского общества активно используется законодательство о противодействии экстремизму. Продолжается уголовное преследование за денежные переводы фондам солидарности, а также помощь политическим заключенным и их семьям. 

К экстремистским материалам в мониторинговый период отнесены, в том числе, информационная продукция, размещенная на .интернет-страницах сообщества «Беларуская Дыяспара Беластока», на страницах сообщества «Объединенная Гражданская Партия – ОГП» в социальной сети «Facebook», канала «Будзьма Беларусамi» (@TheBudzma) видеохостинга «YouTube», размещенная в сообществе «Асацыяцыя Палiтвязняў Беларусі», сайте и социальных сетях «ОЕЕС» (Офис европейской экспертизы и коммуникаций),   аккаунт в социально-развлекательной сети «Tik-Tok» с названием «Латушка i рух «За Свабоду», Telegram-канала «Одно окно. Помощь беларусам и беларускам», TikTok-канал с названием «legal_initiative_belarus, Telegram-канал с названием «Инициатива ДАР».

Лицензирование деятельности по оказанию социальных услуг

С 1 июля 2024 г. вступили в силу основные положения Закона Республики Беларусь от 13.12.2023 № 318-З «Об изменении законов по вопросам социального обслуживания и социальных выплат». Законом внесены изменения в 12 законодательных актов, в том числе в 2 кодекса –Жилищный кодекс и Кодекс о браке и семье. Среди наиболее существенных изменений – изменения в Закон Республики Беларусь от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Согласно изменениям, в Беларуси введен новый вид лицензируемой деятельности – социальные услуги в форме стационарного социального обслуживания.

Лицензия потребуется негосударственным организациям, в том числе некоммерческим, а также ИП, оказывающим такие услуги. Лицензирующие органы – Минский городской исполнительный комитет, городские (городов областного подчинения), районные исполнительные комитеты по месту нахождения объекта социального обслуживания. Срок получения лицензии предусмотрен до 1 октября 2024 г. После указанной даты деятельность по оказанию социальных услуг с обеспечением проживания без лицензии запрещается.

С 2023года в Беларуси постепенно и последовательно вводится ряд механизмов, ограничивающих возможности заинтересованных лиц по осуществлению определенных видов деятельности, связанных с оказанием услуг. Хотя эти нормы не направлены напрямую на регулирование деятельности некоммерческих организаций, они распространяются на все юридические лица, а значит, затрагивают интересы НКО, сужая возможный спектр доступных им видов деятельности.

Наряду с обычными и оправданными международными стандартами областями специального регулирования (например, банковские или медицинские услуги, продажа алкоголя), лицензирование или сложные аккредитационные требования теперь вводятся там, где в этом нет необходимости, и, по сути, превращаются в требование получения государственного разрешения на деятельность, общую для НКО и других организаций — проведение концертов, распространение печатных изданий, работа гидами, управление сельскими туристическими усадьбами и т. д.[4] Некоторые из этих ограничительных мер затрагивают виды деятельности, которые являются основными для НКО.

Иногда эти механизмы формализуются путем прямого введения лицензирования определенного вида деятельности. В других случаях такие механизмы оформляются через завуалированное де-факто лицензирование, когда для осуществления определенных видов деятельности требуется включение организации в специальный список или реестр (даже если такая деятельность или услуга предоставляется НКО без взимания платы).

Всего в Беларуси лицензированию подлежат около 40 сфер и видов деятельности, но многие другие сферы и виды деятельности требуют аккредитации, сертификации, включения в специальный реестр и т.д.  Количество этих видов ограниченной деятельности растет, распространяясь на все новые сферы, в том числе традиционные для НКО. Например, летом 2024 года Генеральная прокуратура Республики Беларусь выступила с инициативой ввести специальный реестр организаторов детского отдыха, в который должны будут включаться все детские лагеря. Данная инициатива ставит под угрозу интересы многих молодежных, социальных и благотворительных НКО, для которых летние лагеря и школы являются распространенным методом работы с подростковой аудиторией и другими целевыми группами[5].

Международная реакция на нарушение свободы ассоциаций в Беларуси

Ежегодный доклад, представленный  Совету по правам человека специальной докладчицей в области с правами человека в Беларуси Анаис Марин, в основном сосредоточен на ситуации с реализацией свободы ассоциации в Беларуси. В докладе, в том числе, описывается, как репрессивные законы и политика зачищают гражданское пространство, избирательно ликвидируя низовые организации гражданского общества, оппозиционные политические партии, независимые профсоюзы, религиозные организации меньшинств, коллегии адвокатов, культурные ассоциации и интернет-сообщества

Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям 18 июля опубликовала документ, в котором признает заключение основателя правозащитного центра «Вясна», лауреата Нобелевской премии мира Алеся Беляцкого нарушением международного права и требует его немедленно и безоговорочно освободить, а также предоставить ему право на компенсацию и другие репарации в соответствии с международным правом. 


[1] В мониторинге фиксируются только случаи принудительной ликвидации и самоликвидации негосударственных НКО, государственные учреждения, республиканские государственно-общественные организации в количественных показателях не учитываются. Также не учитываются потребительские кооперативы и другие организационно-правовые формы НКО помимо общественных объединений, включая профессиональные союзы и политические партии, фондов, частных учреждений, ассоциаций и религиозных организаций. 

[2] Примеры нахождения представителей организаций гражданского общества в местах лишения свободы со сроками лишения свободы, информацией о внесении в экстремистский и/или террористический перечни можно найти в ежемесячных обзорах Lawtrend о ситуации со свободой ассоциаций и положением организаций гражданского общества, например, за май 2024 года. Информация о задержанных членах профсоюзов и активистов профсоюзного движения публикуется по данным Солидарности.

[3] Аналогичная статья 1931 была исключена из Уголовного кодекса Республики Беларусь в 2019 году и вновь включена в него в январе 2022 года.

[4] https://csometer.info/updates/belarus-excessive-licensing-chokes-civil-society-activities

[5] Примеры дополнительных  ограничений определенных видов деятельности смотрите в Обзоре Lawtrend «Ситуация со свободой ассоциаций и положением организаций гражданского общества» за апрель 2024 года.