Смолянко Ольга: Проблема ГОНГО в странах региона ОБСЕ (тезисы выступления на Параллельной конференции гражданского общества ОБСЕ 2016)

Директор Центра правовой трансформации Lawtrend Смолянко Ольга выступила на проходящей в эти дни в Гамбурге Параллельной конференции гражданского общества при ОБСЕ с докладом, который  был посвящен  ситуации с положением организаций гражданского общества в Беларуси. Также в докладе была затронута тема ГОНГО (организованные правительствами неправительственные организации) в регионе ОБСЕ. Публикуем тезисы ее выступления, посвященные этой проблеме.

Помимо законодательных и правоприменительных мер, ограничивающих деятельность организаций гражданского общества (ОГО), правительства стран, которые считают, что свободное создание и деятельность ОГО представляет для них угрозу, как правило, заинтересованы в создании собственных некоммерческих организаций, так называемых ГОНГО (Government-Organized (Operated) Non-Governmental Organization). Такие организации созданы и действуют, например, в Узбекистане, Азербайджане, России, Беларуси, создаются они и в других странах региона ОБСЕ.

Существование подобных образований не представляло бы серьезной проблемы, так как создание некоммерческих организаций и их финансирование государством распространено во многих странах, в том числе европейских, если бы реальной целью их создания не было вытеснение «реальных» ОГО, деятельность которых направлена на системные изменения.

ГОНГО, как правило, характеризуется наличием нескольких из нижеперечисленных признаков:

1) создание организации инициировано государством;

2) организация прямо или косвенно подконтрольна государству;

3) в создании и работе организации существенную роль играют действующие или бывшие чиновники, их родственники;

4) организация пользуется большей поддержкой государства (в том числе финансовой) по сравнению с другими ОГО;

5) организация создается как субститут в целях замещения уже существующих, независимых организаций;

6) организация имеет специфические цели, совпадающие с интересами государственной власти.

Подобные ГОНГО, как правило, создаются для решения одной из трех или сразу нескольких целей:

1) государственная пропаганда (примерами являются создание подобных организаций на всех уровнях работы с населением в Беларуси: пионерская организация, Белорусский республиканский союз молодежи, Белая Русь, Белорусский союз женщин).

Данные организации довольно легко классифицировать, как ГОНГО. Серьезной проблемой является заведомое сотрудничество некоторых донорских структур с подобными организациями, так как выделение им средств не сопряжено со сложностями в процессе получения и использования такого финансирования (например, при регистрации такого финансирования в странах, где такая регистрация необходима).

2) участие в политическом диалоге, представление страны на международном уровне, начиная от подготовки альтернативных отчетов, заканчивая представительством на международных встречах, конференциях и т.п. Такие ГОНГО можно классифицировать как «политические ГОНГО».

3) последнее время все большее распространение получает третий тип ГОНГО – «финансовые ГОНГО», которые создаются для привлечения иностранного финансирования в бюджет страны. Многие из этих ГОНГО впоследствии трансформируются в «политические ГОНГО».

В отличие от первого типа ГОНГО последние два типа гораздо сложней классифицировать как ГОНГО.

Создание последнего типа ГОНГО становится возможным, в том числе, из-за политики некоторых структур, выделяющих и распределяющих иностранное финансирование, принудительного сотрудничества ОГО с органами власти, в том числе на местном уровне, работы только с зарегистрированными организациями, в странах, где регистрация ОГО вызывает серьезные сложности.

Способствовать решению проблемы ГОНГО возможно принятием ряда комплексных мер:

1) признанием того, что проблема ГОНГО становится реальной проблемой в странах региона ОБСЕ;

2) осуществлением международными структурам при определении партнерских организаций консультаций с национальными НКО;

3) укреплением программ и проектов национальных НКО, в том числе институционального и стратегического развития;

4) введением в проекты и программы модуля «оценка эффективности». Такая оценка должна проходить на двух уровнях: уровне общественного контроля внутри страны и на международном уровне;

5) прозрачности и транспарентности программ и проектов, реализуемых на уровне стран-участниц ОБСЕ;

6) возвращением вопросов организаций гражданского общества в список приоритетов ОБСЕ;

7) созданием системы открытого беспрепятственного участия ОГО в мероприятиях ОБСЕ;

8) развитием международного сотрудничества ОГО.