Ольга Смолянко: В Нацдокладе МИД нет объективной оценки ситуации со свободой ассоциаций в Беларуси

Беларусский доклад исходит из того, что в нашей стране «все хорошо». Хорошо по статистическим показателям, которые, при рассмотрении, не могут дать эффективную оценку ситуации.

Напомним, Служба информации «ЕвроБеларуси» публикует серию аналитических интервью, в которых изучается содержание недавнего официального доклада МИД для прохождения процедуры УПО в рамках системы ООН.

УПО — универсальный периодический обзор информации по правам человека во всех 193 государствах-членах ООН. УПО входит в структуру Совета по правам человека и предоставляет возможность каждой стране информировать о предпринятых ею мерах с целью улучшения положения в области прав человека, а также выполнять свои обязательства в данной сфере. Этот уникальный механизм стремится гарантировать равный подход ко всем государствам во время анализа ситуации в области прав человека.

Прохождение процедуры УПО служит постоянным напоминанием для государств о том, что им необходимо выполнять свои обязательства в сфере прав и свобод человека. Улучшить положение в области прав человека во всех странах и бороться с правонарушениями в любой точке планеты — главная цель УПО.

В серию публикаций входят интервью с главой Центра правовой трансформации Lawtrend Еленой Тонкачевой, юристом Андреем Сушко, правозащитником Михаилом Мацкевичем, юристом Алексеем Козлюком, экспертом по гендерным вопросам Ириной Соломатиной.

Сегодня — мнение директора Центра правовой трансформации Lawtrend Ольги Смолянко по поводу оценки государством ситуации со свободой ассоциаций и проблемой регистрации некоммерческих организаций.

«4 мая Республика Беларусь будет проходить второй цикл процедуры Универсального периодического обзора. В связи с этим государством был подготовлен Национальный доклад, который должен отражать ситуацию с правами человека, а также шаги, которые были выполнены государством после прохождения первого раунда процедуры УПО. По замыслу, процедура УПО направлена на помощь государствам, на решение проблем, существующих с правами человека. В идеале, у государства должна быть заинтересованность в получении объективной оценки и рекомендаций, чтобы затем ситуацию исправить. Беларусский же доклад исходит из того, что в нашей стране все хорошо. Проблемы в нем не отражаются, и, соответственно, сложно сказать, что этот доклад соответствует заявленным целям», — отмечает Ольга Смолянко.

По ее мнению, доклад подчеркивает только те моменты, которые, с точки зрения беларусского государства, являются позитивными. Но в нем абсолютно не находится места для моментов негативных, отрицательных с точки зрения ситуации с правами человека.

Дать какие-то рекомендации по исправлению ситуации после прочтения и изучения доклада очень сложно, замечает эксперт, «потому что в документе объективной оценки просто-напросто нет — и это главный и очень серьезный минус доклада МИД, если говорить о докладе в целом, о структуре изложения».

Ольга Смолянко обращает внимание на то, что часть рекомендаций по свободе ассоциаций, например в отношении регистрации НКО, были признаны государством приемлемыми. «Но информация о реализации свободы ассоциаций не нашла отражения в докладе. В документе МИД собственно ситуации со свободой ассоциаций посвящено лишь пару абзацев. И эта информация сведена к статистическим показателям. Но статистика не может служить эффективным показателем для оценки ситуации. Прежде всего, не приводится полная количественная информация. Ни в докладе, ни в публичном беларусском пространстве вообще нет статистики отказов в регистрации некоммерческих организаций. В докладе приводятся только цифры о количестве зарегистрированных организаций. И на основании этих цифр делается вывод о стабильности гражданского общества и о стабильном приросте организаций гражданского общества в Республике Беларусь. Но это не соответствует действительности, потому что ни о каком существенном приросте НГО в Беларуси говорить не приходится. Цифра зарегистрированных некоммерческих организаций, в частности общественных объединений, за последние 15 лет изменяется ненамного. Все остается на более-менее ровном уровне на протяжении этого периода. Кроме того, это количество зарегистрированных общественных организаций —около 2.500 — оно очень маленькое для Беларуси. Например, если взять Чехию, близкую к Беларуси по количеству жителей, то там количество НКО — около 40.000. Разница впечатляет», — говорит директор Lawtrend.

Кроме того, статистика по зарегистрированным НКО «не отражает полноценной картины, ведь она не показывает реального количества граждан, участвующих в деятельности этих организаций». «Как известно, у нас может быть очень много организаций, но в них может состоять очень мало людей. И где тогда смысл в этом большом количестве НКО? К тому же, не является секретом то, что в Беларуси довольно много организаций, которые существуют лишь на бумаге, в деятельности которых реально участвуют один-два человека», — напоминает Ольга Смолянко.

Она также отмечает, что в стране на протяжении долгих лет регистрируются в качестве новых в основном спортивные организации. В 2014 году, например, доля спортивных организаций составила 57% по отношению ко всем остальным, а в 2013 — 53%. В то же время, в последние годы не зарегистрирована ни одна правозащитная организация: «И совсем не потому, что эти организации не подают документы в Министерство юстиции. Подают, но их не регистрируют. Более того, есть опасения, что некоторые организации из существующих могут исчезнуть».

Кроме того, в докладе заявляется о свободном доступе к нормативно-правовым актам, которые регулируют деятельность общественных объединений. «Но это утверждение тоже не соответствует действительности. Ссылка на нормативные акты, которая фигурирует на сайте Министерства юстиции, ведет на национальный правовой портал, но на самом ресурсе доступ к текстам документов — платный. О каком свободном доступе тогда говорится в докладе? Граждане, которые желают создать общественное объединение, даже не могут прочитать нормативно-правовые акты, прежде чем приступать к его созданию. В принципе, это вся информация касательно вопроса свободы ассоциаций, которая представлена в Национальном докладе. А такие сложные вопросы с реализацией свободы ассоциаций как доступ к финансированию, порядок регистрации некоммерческих организаций, уголовная ответственность за деятельность незарегистрированных организаций, ряд других в докладе попросту не упомянуты», — подчеркивает эксперт.

«Положительным моментом можно было бы назвать обсуждение данного доклада с некоммерческими организациями. Однако это было бы положительным моментом, если бы были реальные консультации по докладу, а рекомендации НКО бы учитывались. Однако встреча МИДа с представителями НКО носила характер «вопрос-ответ», то есть не была представлена реальная площадка для обсуждения и внесения предложений НКО. Наша организация представляла свои письменные рекомендации, но, к сожалению, не получила никакой ответной реакции от МИД», — резюмирует Ольга Смолянко.

EuroBelarus